Позднее рисунок и рекламную атрибуцию стали наносить тем же способом, но уже непосредственно на жесть (металлохромия). Дизайн дореволюционной этикетки был предельно лаконичен и не менялся в течение 10–15 лет. Шрифты и виньетки подчинялись строгим законам симметрии, навеянным классицизмом. Выбор цвета этикетки зависел от моды.
Новая эра в российском промышленном дизайне наступила после активного обращения к этому жанру художников, входивших в объединение «Мир искусства». К. Сомов, М. Добужинский, Н. Ремезов, Л. Бакст, И. Билибин — все они были зачинателями стиля «модерн». Многие из них разрабатывали для известных торговых домов, фирм различныеобразцы этикеточной рекламной продукции.
Особенно ярко модернистское направление прослеживается на примере упаковок, изготовленных по заказу фирм «Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей» и «Товарищество Эйнем». Форма, цветовое решение для упаковки чайных печений — белое, красное, черное — создавали яркий образ в сознании потребителя, а пастельные, голубые тона в сочетании с плавностью линий декора и легким, воздушным шрифтом наполняли окружающий мир романтическим ощущением праздника.
Внешний вид упаковки и размещенная на ней информация часто подталкивали покупателя к выбору конкретного товара или фирмы. Поэтому, учитывая психологию потребителя, наупаковке изображали торговую марку предприятия, медали, полученные на всероссийских и международных выставках, сообщали о том, что фирма является поставщиком императорского двора, и т. д.
Новаторством в рекламном деле отличались известные кондитерские фабрики. То, что мы сейчас называем «киндер-сюрпризом», существовало еще в конце XIX века — на фабрикеАбрикосова в коробки вкладывали игрушки для детей, картинки-мозаики, фотографии, рисунки домашних животных, географические карты разных стран.
Не отставал и Жорж Борман, выпускавший монпансье, на этикетках которого были помещены портреты русских писателей: Гоголя, Достоевского, Толстого — с цитатами из ихпроизведений На фабрике Эйнема также особое внимание уделялось оформлению сладкого продукта.
Рекламу фирме несли театральные программки, наборы-сюрпризы с вложенными в коробку конфет открытками. Для фабрики писал музыку свой композитор, и покупатель вместе с карамелью или шоколадом бесплатно получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса Монпансье» или «Кекс-галопа».
Кроме этого эксклюзивные конфеты всегда продавались вместе со специальными аксессуарами — в коробки вкладывались фирменные салфетки испециальные щипчики для конфет.