Пащя рума маньщи маа! – Здравствуй, маньсийская земля!

ВЫСТАВКА работ фотохудожника Виктора Тинигина (г. Карпинск)

 Предметов быта и изделий традиционных ремесел народов манси  (г. Екатеринбург, г. Ивдель)

Автором фотовыставки «Тропою предков» является карпинский фотохудожник Виктор Адамович Тинигин.

   Фотографии, представленные на выставке, настолько удивительные, что в 2013 году были приобретены у автора, при поддержке мэра Сергея Юрьевича Бидонько и депутата Александра Михайловича Аскарова.

На фотографиях запечатлены быт, традиции и обряды народов манси. Виктор Адамович неоднократно бывал в их краях, и считает манси великим народом, приобщенным к природе. Увы, сейчас манси вымирают…  как говорит сам Виктор Адамович: «Манси – это академики природы, но ничего не смыслящие в жизни цивилизованного общества».

2010 году Виктор Адамович был приглашен на «ПРАЗДНИК МЕДВЕДЯ», который празднуют, когда охотник приносит такую добычу. По традиции, все манси должны собраться, чтобы отмечать это событие пять дней и ночей.

«- Посмотрите на эти фотографии – говорит В. Тинигин, — скоро они станут историей. Я не думаю, что кому-то ещё посчастливится сделать такие же. Народ утрачивает свою самобытность. Например, последняя шуба, сделанная из оленей шкуры и расшитая традиционными узорами, сохранилась лишь у главы народа манси и – на одной из моих фотографий».

Виктор Адамович с раннего детства обожал природу, много читал и ходил во всевозможные походы.  Увлекся фотографией в 1976 году ещё будучи студентом, побывав на сплаве в Бурятии. С тех пор фотоаппарат из рук не выпускал.

Персональная выставка была в 1991 году в Краснотурьинске.

В 2013 году – Карпинском краеведческом музее.

Судьба подружила в 1991 году с замечательным человеком и писателем В.П. Астафьевым.  С тех пор Виктор Адамович бывал не раз на родине писателя и даже в некоторых книгах В.П. Астафьева  имеются фотографии В.А. Тинигина.

В настоящее время Виктор Адамович готовит к выпуску проект  «Следами, тропами, путями Виктора Астафьева», где он является составителем и редактором фотоальбома.

Надеемся, что когда-нибудь этот необыкновенный проект увидит свет, найдет достойное место и в МБУ «Карпинский краеведческий музей».

На выставке представлены предметы быта и изделия традиционных ремесел народов манси:

 МАНСИЙСКАЯ КУКЛА «АКАНЬ»

 ЖЕНСКИЕ ШЕЙНЫЕ УКРАШЕНИЯ И АКСЕСУАРЫ

 СУМКА ЖЕНСКАЯ – ТУЧАН

 ОХОТНИЧЬЯ ОБУВЬ – НЯРКИ

 ЛЮЛЬКА ДЛЯ КУКЛЫ – АПА

 КРОШНИ – НИП

 НОЖНЫ С ОХОТНИЧЬИМ НОЖОМ – СИПАЛЬ

 ГОЛОВОЛОМКА – ЁНГЫН  ЙИОВЛЫТ

 СКРИПКА – НЭРНЭ  ЙИВ

 ДРЕЛЬ – НАПАР

 ПОЛОВНИК – УМПИ

 ЛОЖКА – ХУП

 Орнамент составляет важную часть современной культуры манси, как и других народов мира. Орнаментом украшается изделие и из меха, и из бересты, и из дерева, ткани. Орнаменты наносятся на домашнюю утварь, их вышивают на одежде, их вывязывают нитками и бисером, вырезают на дереве и кости, процарапывают или скоблят на бересте.

В орнаменте проявляются художественные особенности народа, его характер и эстетические вкусы.

В орнаменте каждая мастерица наполняет геометрические фигуры особым содержанием и смыслом, отражая представления об окружающем мире. Орнаменты в основном возникали из долгих наблюдений за миром, природой.  Названия им давались по аналогии, по сходству.

Поэтому основные мотивы орнаментов или их категории следующие:

— звери

— птицы

— растения

— явления природы

— человек

С изготовлением орнаментов связаны свои приметы и даже есть запреты.

Каждая мастерица старалась точно воспроизводить элементы орнамента, так как существовала примета: ошибется мастерица – случится несчастье.

Некоторые орнаменты нельзя было делать в определенное время или они наносились только в особых случаях, например, след медвежий вышивался только на варежке охотника, добывшего медведя.  Существовал запрет на вырезание орнаментов во время траура.

В священный ящик помещали изображение бобра, как символ духа предков.

****