Репродукции картин Николая Рериха

(г. Самара,  Центр Духовной Культуры)

    Николай Константинович Рерих — один из великих русских талантов ХХ века. Он оставил след в различных областях жизни и искусства.

Большое живописное наследие – около 7 тысяч полотен. Для сравнения: Айвазовский создал около 6 тысяч живописных произведений, Рембранд, с группой учеников – около 5 тысяч.

Рериха  по праву называют «Мастером гор». На нашей выставки представлено несколько работ из огромной серии «Гималаи».  Самые красивые на Земле горы представлены во всем своем величии и многообразии. Вы не найдете двух одинаковых или сколько-нибудь похожих картин. Николай Константинович Рерих утверждал, что «человек ищет соотношение себе в окружающей жизни». И  нашел его художник в великолепии горных вершин. Необыкновенно богатая красочная гамма на полотнах говорит о столь же прекрасном и неповторимом внутреннем мире их создателя.

Как-то Святослав Николаевич сказал: «Если у вас есть картина Николая Рериха – вы владеете не только прекрасным произведением искусства… Вы владеете запечатленными на полотне мыслями и аурой мастера, его присутствием, которое излучается на смотрящего и поднимает его в более высокий план, на котором жил сам Николай Рерих…»

Подобную мысль высказал в свое время и Рембранд.

Сегодня у нас есть уникальная возможность прикоснуться к чувствам и мыслям непревзойденного «Мастера гор».

Николай Константинович Рерих писал свои картины, объединяя их в серии или «сюиты». Каждая из них несла определенную идею, выраженную на целом ряде полотен.

Необычны названия картин: «И мы трудимся»,  «И мы открываем врата»,

 «И мы продолжаем лов» – как бесконечное действо и движение.

Рерих оставил около 30 томов литературного наследия: философские размышления, очерки, воспоминания, стихи и даже сказки.

Этюд как самостоятельное произведение прочно завоевал свое место на художественных выставках в конце XIX – в начале ХХ веков.

Рерих за свою жизнь создал две больших этюдных серий.

Одну в начале своего творческого пути, другую – в зените славы. Первая была написана в 1903-1904 г.г. под впечатлением от путешествия по древним русским городам, вторая – результата Гималайской экспедиции. Обе уникальны. Многие памятники русской архитектуры, запечатленные на полотнах Рериха, были разрушены во время первой и второй мировой войн и сегодня произведения художника, подчас единственное свидетельство об уникальных творениях древних зодчих.

   «Каменная летопись Руси», как и многие другие ранние работы Рериха, написана масляными красками. Но, как известно, масляная живопись имеет ряд недостатков: во-первых, из-за разницы температур, перепадов сухости и влажности красочный слой на полотне растрескивается; во-вторых, масляная пленка создает блики, мешающие целостному восприятию произведения; в-третьих, краски со временем сильно темнеют. Постепенно Николай Константинович переходит к темпере, которая в отличие от масла слегка светлеет. Может быть, поэтому художник как-то сказал:

«ПУСТЬ ЛУЧШЕ МОИ КАРТИНЫ СТАНУТ СВЕТЛЫМИ СНАМИ,

ЧЕМ ЧЕРНЫМИ САПОГАМИ».

    Этюды Гималайской серии написаны темперой. Темперой писали русские иконописцы, многие мастера эпохи Возрождения. Темпера, от итальянского, «temperare» — что значит «смешивать краски». Сухие красочные пигменты смешиваются на следующей эмульсионной основе: яичный желток, водорастворимые растительные клеи и смола. Николай Константинович всегда изготавливал краски сам, по своим особым рецептам, как впоследствии и его сын Святослав. В их состав входили растертые в порошок драгоценные и полудрагоценные минералы, которые он собирал во время своих многочисленных экспедиций, в том числе по Гималаям, поэтому можно с уверенностью сказать: гималайские вершины присутствуют здесь не только как замечательный художественный образ. На подлинных работах Рериха, если внимательно присмотреться , то можно увидеть мельчайшие кристаллики.

Творческий союз Елены Ивановны и Николая Константиновича был очень плодотворным. Жена художника была незаурядным философом. Сегодня её называют крупнейшим философом ХХ века. Сравнительно небольшая известность Елены Ивановны, особенно при жизни, была связана с тем, что она публиковала свои работы под различными литературными псевдонимами, которых всего было пять.

«КРИПТОГРАММЫ ВОСТОКА» — Ж. СЕНТ-ИЛЕР;

«ОСНОВЫ БУДДИХМА» — НАТАЛЬЯ РОКОТОВА;

«ЗНАМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО» — НАТАЛЬЯ ЯРОВСКАЯ И Т.Д.,…

В 2004 году было издано полное собрание писем Елены Ивановны, которое составило 9 томов.

Серия картин «ЗНАМЕНА ВОСТОКА», посвящена святым подвижникам всех времен и народов.

«ЗНАКИ ХРИСТА», иллюстрирует одно из известных библейских изречений: «Истинно, рукою и ногою человеческой».

Созданию картины «МАТЕРЬ МИРА» предшествовала роспись храма святого Духа в Талашкине «Царица Небесная». К сожалению, эта уникальная роспись не сохранилась: она была утрачена во время второй мировой войны, и сегодня мы можем довольствоваться лишь фотографиями.

Особое место в творчестве Н.К. Рериха занимает театрально-декоративное искусство. Эскизы декораций и костюмы к«Снегурочке», «Князю Игорю», «Пер Гюнту» и другим постановкам были необыкновенны.

«Вот это краски! Вот это декорации!» — восхищался художник Морие Дрюон, а Жак Бланш признавался, что ходил бы в театр каждый вечер именно ради этих красок, дабы насыщать ими свое зрение. Так оценили работу Н.К. Рериха известные французские мастера во время знаменитых «Русских сезонов», организованных Дягилевым в Париже.  Осенью 2002 года они были возобновлены и снова в Париже почти через 100 лет увидели декорации, выполненные по эскизам Н.К. Рериха. Мало кто знает, что Николай Константинович кроме эскизов декораций написал ещё и либретто к балету «Весна Священная» Игоря Стравинского.

Николай Константинович не только сам писал картины. С Еленой Ивановной он собрал большую коллекцию работ старых мастеров: Кранах, Брейгель, Остаде, Рубенс всего около 30 произведений. В настоящее время они находятся в Эрмитаже.

В семье Рерихов родилось два сына: старший – Юрий и младший – Святослав.

В начале 1915 года Николай Константинович заболел ползучим воспалением легких. Его жизнь была в опасности. Газета «Биржевые ведомости» печатает бюллетень о состоянии здоровья Рериха. Врачи настоятельно рекомендуют переехать из сырого Петербурга, климат которого лишь усугублял болезнь, в Сердоболь (Сортавалу).  Туда и отправился Николай Константинович с семьей в декабре 1916 года. Болезнь обострилась настолько, что Н.К. Рерих был вынужден составить завещание. По России тогда прокатился слух о смерти известного живописца. К счастью всё обошлось.

После революции 1917 года Финляндия, к которой отошел Сердоболь, обрела независимость. К маю 1918 года граница с Советской Россией была наглухо закрыта. Так Н.К. Рерих с семьей оказался не по своей воле за пределами Родины. Далее его путь лежал на Запад. Паспорта Временного Правительства и российского подданство Рерихи сохранили до конца жизни. Это обстоятельство создавало много сложностей при пересечении границ различных государств. Николаю Константиновичу неоднократно предлагали принять гражданство во многих странах, а он неизменно отказывался, мечтая вернуться на Родину. Но этим мечтам не суждено было сбыться. На Родину смог вернуться только старший сын Рерихов – Юрий Николаевич в 1957 году, во время хрущевской оттепели.

И, тем не менее, Николай Константинович Рерих писал:

«ПОВЕРХ ВСЯКИХ РОССИЙ ЕСТЬ ОДНА НЕЗАБЫВАЕМАЯ РОССИЯ. ПОВЕРХ ВСЯКОЙ ЛЮБВИ ЕСТЬ ОДНА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ. ПОВЕРХ ВСЯКИХ КРАСОТ ЕСТЬ ОДНА КРАСОТА, ВЕДУЩАЯ К ПОЗНАНИЮ КОСМОСА».

После успешных персональных выставок во многих европейских странах Николай Константинович получает приглашение посетить США. В течение 3-х лет с декабря 1920 года картины всемирно известного живописца смогли увидеть в 28 американских городах.

В конце 20-х годов в Нью-Йорке был построен небоскреб – Музей, при жизни посвященный творчеству одного художника – НИКОЛАЯ РЕРИХА. В нем одновременно экспонировалось более 1000 полотен мастера, здесь же был открыт Институт объединенных искусств, художественная галерея, театр на 350 мест, студийные помещения. Верхние этажи сдавали под жилье за минимальную плату деятелям искусств. В Музее была открыта часовня Преподобного Сергия Радонежского, наиболее почитаемого святого в семье Рерихов.

Жизнь Рериха была нелегкой и в то же время прекрасной. Ему приходилось преодолевать немало трудностей и не раз стоять перед лицом смерти, снова и снова проявляя мужество, благородство,  мудрость и неуклонное стремление к поставленной цели.

Изучая искусство Древней Руси Николай Константинович Рерих находит много параллелей с искусством Древней Индии. Едины ли корни этих культур? Почему стало возможным великое переселение народов? Какие тайны хранят неисследованные области Гималаев? Эти и многие другие вопросы волновали Рериха как историка, археолога, путешественника.

В 1923 году в Индии началась одна из самых крупных экспедиций ХХ века – Трансгималайская или Центрально-Азиатская под руководством Николая Константиновича Рериха.  Длилась она 5 лет. Только за первый месяц путешественники преодолели более 3000 км. В путевом дневнике Н.К. Рерих можно прочитать такую запись: «Температура опускалась так низко, что даже коньяк замерзал во флягах. Значит, было ниже 50 градусов по Цельсию. Весь маршрут от начала до конца  вместе с Николаем Константиновичем  прошли его старший сын Юрий и жена Елена Ивановна. Надо отдать ей должное, ведь многие мужчины не выдерживали трудностей пути, и Николаю Константиновичу на различных участках маршрута приходилось нанимать новых людей. В ходе экспедиции были сделаны интересные научные открытия, собраны уникальные коллекции. Материал оказался столь обширным, что в последствии послужил основой при создании института гималайских исследований «Урусвати», с которым сотрудничали ученые из разных стран мира.

Если в определенной последовательности разместить все гималайские этюды, то можно будет проследить весь путь экспедиции. Но Рерих не только точно передает ландшафт места, где он бывал. Ему удается запечатлеть то, что А. Блок именовал «несказуемым». Может быть, поэтому картины Николая Константиновича называли «философскими», а его«тайноведом».

Художник умело соединяет в своих работах великолепие, созданное самой природой и стремление человека к вершинам духа, к вечности, к бесконечному познанию. Современник Н.К. Рериха Николай Бердяев отмечал: «Только символы и образы приближают нас к тайне бытия». Остается только понять их, расшифровать, сделать реалиями своей жизни, но это не просто.

Следующая экспедиция, которую предпринимает Николай Константинович, это Маньчжурская 1934-1935 г.г Её успех, как и Гималайского путешествия, во многом зависел от того, что в составе экспедиций был Юрий Николаевич Рерих. Молодому талантливому востоковеду был всего 21 год, когда ему поручили самостоятельную научно-исследовательскую работу во время путешествия, но за его плечами уже были Оксфорд, Сорбонна, Гарвард, профессионально знал военное дело.

Юрий Николаевич автор уникальных трудов по востоковедению. Книгу «Тибетская живопись» он написал в 23 года. По сей день, она является одной из лучших по буддийской иконографии.

у многих народов есть миф или легенда о мировой горе. На древнем индийском языке её называли «Маха Меру»,  Маха – великая, Меру – гора. Меру – символ Вселенной, а ему сродни русское слово – мир.

Горы издревле были символом духовного восхождения. В китайской каллиграфии с помощью иероглифа «сянь» — слагающегося из двух элементов «человек» и «гора» — обозначают человека духовного, святого. С помощью же иероглифа «су», слагающегося из элементов «человек» и «долина» обозначают мирянина, обывателя.

Мы видим, как Рерих уводит нас от мира дольнего в мир горний, напоминая о самом главном назначении человека. Ограничивая передний план несколькими темными уступами, художник более детально разрабатывает средний и сосредотачивает наше внимание на бесконечных далях, устремляя нас ввысь, к горным вершинам, вершинам духа.

Говорят: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты».  Круг общения семьи Рерихов был не только обширным, но и красивым. В России, где художник прожил 42 года, это были Л.Н. Толстой, В. Соловьев, В. Стасов, К. Станиславский, А. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, А.И. Куинджи, И. Репин, В. Васнецов, Суриков, М. Врубель, П. Третьяков, А. Блок, М. Горький, Дягилев, Бехтерев.

За рубежом Кормон, Пюви де Шаванн, Ромен Роллан, Рабиндранат Тагор, Чарли Чаплин, Джавахарлал Неру, Франклин Рузвельт и многие другие. Воспоминания о памятных встречах можно прочитать  в дневниках Н. Рериха.

Из-под пера Елены Ивановны вышла в свет  уникальная философская серия из 14 томов, получившая название «Живая Этика».  Это квинтэссенция философской мысли Востока и научных достижений Запада, мудрый наставник для познающих себя и окружающий мир. Сегодня на эти книги ссылаются крупнейшие ученые. Их продолжают переводить на иностранные языки и переиздают в разных странах мира.

Рерихи мечтали вернуться на Родину. В начале 40-х годов Николай Константинович писал: «Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта…Юрий – в науке. Святослав – в искусстве прочно укрепились. Разве для чужих? Велики нахождения Елены Ивановны. Её записи найдут живой отклик в сердцах искателей – мыслителей… Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».

Николай Константинович подает прошение о визе. Он уверен в положительном ответе. Упаковывает вещи, сотни картин для отправки в Советский Союз.

13 декабря 1947 года Николая Константиновича не стало. Судьба была к нему милосердна: он не услышал горькой вести. Великому сыну России было отказано в визе.

Ни одно событие в жизни Рериха не было случайным. Николай Константинович имел юридическое образование. Оно очень пригодилось ему как общественному деятелю, человеку, который всеми силами старался защитить и сохранить культурное достояние планеты. Идея о специальном соглашении по охране просветительных сооружений и памятников культуры, возникла у Рериха ещё в русско-японскую войну. В 1911 году совместно с Бенуа он основал «Общество защиты памятников искусства и старины». В годы первой мировой Рерих знакомит с проектом документа Николая II правительства США и Франции.

В 1929 году Рерих вновь возвращается к этой идее, которая нашла отражение в Пакте Мира, который чаще называют«ПАКТ РЕРИХА».  В 1935 году Пакт Рериха был подписан в Белом Доме в присутствии Ф. Рузвельта, президента США и 20-ю государствами Южной Америки.

В 1954 году на конференции ООН была принята «Международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов» в 6-ой статье, которой читаем:

«В отношениях между Державами, которые связаны Вашингтонским Пактом от 15 апреля 1935 года о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников (Пакт Рериха), и которые являются сторонами в настоящей  конвенции, эта последняя дополнит Пакт Рериха и заменит отличительный флаг, описанный в статье 16 настоящей конвенции».

«ЗНАМЯ МИРА»  предложенное Николаем Константиновичем представляет собой белое полотнище с тремя красными кругами, заключенными в окружность. Символ этот был выбран не случайно. Он распространен повсеместно, встретить его можно во многих культурах на различных предметах, начиная с эпохи неолита. В христианской традиции это символ Святой Троицы. Есть такая расшифровка: прошлое, настоящее и будущее в кольце Вечности.

Рерих объединял науку, искусство и этику кольцом Культуры, ибо культура вмещает все эти явления.

Мы часто произносим слово «культура», но не всегда помним о его значении.

«КУЛЬТ» — почитание, «УР» — древний восточный корень, обозначающий «свет». То есть культура – почитание света. Значит, истинная культура приносит свет человеческой душе, помогает стать лучше, одухотворенней. Вот по этому признаку мы можем отличить истинную культуру  от подделки.

Культура во всем своем многообразии – единый, общечеловеческий язык, основа будущего, Строительство Нового Мира на этой основе было для Рерихов делом всей жизни.

Завершая свой  жизненный путь, Николай Константинович оставил всем нам Завет:

«ЛЮБИТЕ НАРОД РУССКИЙ. ЛЮБИТЕ ВСЕ НАРОДЫ, НА ВСЕХ НЕОБЪЯТНОСТЯХ НАШЕЙ РОДИНЫ. ПУСТЬ ЭТА ЛЮБОВЬ НАУЧИТ ПОЛЮБИТЬ И ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. ЧТОБЫ ПОЛЮБИТЬ РОДИНУ, НАДО ПОЗНАТЬ ЕЁ. ПУСТЬ ПОЗНАВАНИЕ ЧУЖИХ СТРАН ЛИШЬ ПРИВЕДЕТ К РОДИНЕ, КО ВСЕМ ЕЁ НЕСКАЗУЕМЫМ СОКРОВИЩАМ. РУССКОМУ НАРОДУ, ВСЕМ НАРОДАМ, КОТОРЫЕ С НИМ ДАНЫ ДАРЫ НЕОБЫЧНЫЕ… МЫ ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ БОГАТЫ».

****