ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ…

Экспозиция рассказывает о пионерской жизни в школе, когда была создана пионерская организация, а также о символике пионерии.

Экспозиция имеет возбудить интерес к пионерской истории своей Родины, а так же рассказать когда были созданы первые школы и напечатаны первые учебники и первая книга. Способствовать популяризации исторических знаний и формированию мировоззрения у посетителей в частности у подростков, содействовать нравственному, политическому и эстетическому воспитанию.

Поскольку большинство посетителей осматривают экспозицию самостоятельно, в ней облегчена ориентировка. Для этого помимо оглавительных надписей используется прием интерактивности. Посетитель может сам быть в роли школьника: посидеть за партой и сфотографироваться, маленьким посетителям предоставляются школьные принадлежности это и карандаш, краски, где за партой они рисуют и оставляют свой рисунок в «Галерее на прищепках».

ИЗ ИСТОРИИ:
Knjaz-VladimirУчёные считают, что первые школы на Руси были открыты в Х веке и связано это событие с УКАЗОМ князя ВЛАДИМИРА. Как повествует летопись, в 988 году Владимир

«…посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное».

Сначала классы были совсем маленькие, по 4-6 человек, и в них учились только дети богатых бояр, дружинников князя, придворных. Постепенно число грамотных людей росло.

*** 50 лет назад археологи обнаружили при раскопках интересный предмет – хозяйственный сосуд на котором сохранилась надпись: «горчица». Очевидно, в этом сосуде хранили что-то похожее на горчицу. Эта надпись была сделана в Х веке! Так ученые установили, что уже в то время на Руси были грамотные люди. а раз они умели писать, то была и письменность.


Об этом рассказывают и БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ. Вместо бумаги в те далекие времена использовали бересту. Конечно, её особым способом подготавливали, прежде чем на ней писать.

Берестяная грамотаВот такую удивительную берестяную грамоту нашли в Новгороде. Какой-то Яков пишет письмо какому-то Максиму: «… пришли ми цтения добраго». Можно догадаться, что Яков просит друга прислать интересную книгу для чтения. Наверное, у Максима была хорошая домашняя библиотека, если Яков обращается к нему с такой просьбой.

Чему и как учились при Петре I?

petr1не зря называют ВЕЛИКИМ. Он правил Россией более 36 лет и за это время многое сделал для просвещения народа. Петр I хорошо понимал, что без образования людей страна останется отсталой и бедной. Он посылал молодых людей учиться за границу, открывал разные школы в России. В это время стали учиться не только дети дворян, но и дети простых горожан и солдат.

ПЕТР I издает УКАЗ об открытии во всех губерниях (областях) начальных школ. При Петре I было открыто 110 таких школ. В Москве в 1701 году начинает принимать учеников ШКОЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦИОННЫХ (морских) НАУК. Она готовит специалистов морского дела.

В 1775 году НАВИГАЦИОННУЮ ШКОЛУ перевели в Санкт – Петербург и стали называть МОРСКОЙ АКАДЕМИЕЙ. морской корпусСначала в ней учились 200 будущих моряков, потом 500. их учили не только грамоте, арифметике, геометрии, но и географии, астрономии, морскому делу, а также владеть оружием, рисовать.

Открывается много школ, в которых учились будущие инженеры, медики, переводчики. Росло число школ, в которых обучались ремеслу будущие плотники, кузнецы и мастера других профессий.

При крупных заводах организуется обучение разному мастерству: кузнечному, слесарному, столярному. Такие обучения по УКАЗУ царя было начато на оружейном заводе в городе Туле.

В МОРСКУЮ АКАДЕМИЮ поступали в 12 лет, а заканчивали её в 20 лет.

В XIX веке число начальных классов выросло, поэтому стало больше грамотных людей, особенно в городах. Но среди сельских жителей грамотных было ещё очень мало. Почему? Не во всех сёлах имелись школы, крестьяне были такими бедными, что не могли платить за обучение. Кроме того, дети с раннего возраста помогали взрослым работать, и на ученье оставалось мало времени. Да и не у всех было желание учиться, многие крестьяне не понимали, зачем нужно быть грамотным.

Кроме начальных школ, в которых дети учились читать, писать и считать, в городах стали открываться другие учебные заведения.

Это были ГИМНАЗИИ – МУЖСКИЕ (где учились только мальчики) и ЖЕНСКИЕ(где учились только девочки).

Были и военные гимназии, там учились мальчики, которые собирались стать военными. Они изучали не только грамоту и письмо, но и военную подготовку.

Открылись лицеи. В них учились только дети из состоятельных (богатых) семей. После окончания лицея учащиеся могли поступать в университет. Существовали и реальные училища, в которых ученики получали какую-нибудь профессию и после шли работать на заводы и фабрики.

Как дети учились, когда не было школ?

Ученые предполагают, что до Х века в Древней Руси школ не было, и дети учились дома. Их учили родители, старшие братья. Конечно, никаких уроков не было. Просто малыши много общались со старшими членами семьи, принимали участие в труде, домашних делах, праздниках. Им рассказывали, почему нужно трудиться, как проявлять уважение к старшим, как заботиться о младших. Так дети учились, не зная грамоты и не имея книг.

Чтобы научить какому-нибудь мастерству, полезному делу, ребенка отдавали в ученики к взрослому мастеру. Помогая ему, подросток обучался различным умениям: шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб.

Первая «АЗБУКА».

Все в жизни бывает впервые. Первым школьным учебникам стала «АЗБУКА». Конечно, и до той поры на Руси были книги, но они либо привозились из других стран, либо писались и переписывались от руки. Слово «азбука» произошло от первых букв старинного алфавита:

«аз» — А и «буки» — Б.

5581798c5f12dПознакомимся с автором «АЗБУКИ» — первой учебной книги. он же и напечатал её. Это был ИВАН ФЁДОРОВ.

Представим Москву XVI века. Стояла ранняя весна 1564 года. В один из морозных мартовских дней в первой государственной типографии (Печатном дворе) печатник Иван Фёдоров вместе со своим помощником напечатал первую на Руси книгу «АПОСТОЛ» — богослужебную книгу, в которой рассказывается о деяниях и заветах апостолов.

Много книг напечатал за свою жизнь Иван Федоров, среди них уже известная «Азбука». Вот небольшой отрывок из этой книги. Язык, которым она написана, сейчас понять нелегко, в этом отрывке говорится о том, что учиться нужно старательно и тогда учение обогатит и украсит твою жизнь.

ПОУЧЕНИЕ СЫНУ.

Сыну мой, приклони ухо твое, и послушай словес мудрых, И приложи сердце твое к научению моему, понеже украсит тебе.

1 СЕНТЯБРЯ каждый год вереницы школьников отправляются после доброго теплого лета в свои школьные
классы, вновь продолжить увлекательное путешествие в страну Знаний,чтобы потом во всеоружии войти в большую жизнь.
Открываются в этот день заново и двери училищ, лицеев, вузов, академий.
СТРАНА ЗНАНИЙ ОБШИРНАЯ И БОГАТАЯ! И перспективы у неё огромные, потому что знания – это то, без чего никак не обойтись, без чего невозможно достичь никакой цели.

ПУСТЬ КАЖДЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬ
ПРОЙДЁТ НЕДАРОМ, ВАМ НАДО МНОГО,
ОЧЕНЬ МНОГО ЗНАТЬ,
ЧТОБ СТАТЬ ТАКИМИ, КАК ГЕРОЙ ГАГАРИН
ЧТОБ ГЛУБЬ ЗЕМЛИ И КОСМОС ПОКОРЯТЬ!

ГОВОРЯТ ДЕТИ:

ШКОЛА В МОЕЙ ЖИЗНИ ЭТО…

ДОМ, В КОТОРОМ Я ПОЛУЧАЮ ЗНАНИЯ;

ЭТО ДОРОГА В ЖИЗНЬ;

ВОДОПАД ЗНАНИЙ, ГОРА ДОБРОТЫ,

СПРАВЕДЛИВОСТИ, ЛЮБВИ;

ХРАМ НАУКИ;

СВЕТЛЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕТСТВЕ;

РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ.

Самая школьная викторина

Вопросы о школе и не только

****