Онлайн-история “Хранитель старинных клавиш”

В одном из домов города Карпинска, а некогда в музыкальной школе, стоял рояль. Несмотря на свою вековую историю, старенький и не вышедший из моды, будто вчера его владельцы касались клавиш и сливали его звучанием в непрерывный ритм свои чувства.

Какова же его история? Как он проделал путь не только в тысячи километров, но и сквозь время?
Свое новое пристанище этот инструмент нашел в музейной семье. Поначалу мы обомлевали, замирали от того, что музей теперь владеет таким предметом старины. С одной стороны, инструмент действительно уникальный, его хочется трогать, на него хочется смотреть и любоваться. С другой стороны, уверенны в том, что это реликвия должна иметь свою историю.
Так, вот инструмент оказался не простым. Во-первых, изготовили его на немецкой фабрике «Blüthner», (рус. Блютнер). Во-вторых, «пробив» наш рояль по инвентарному номеру 78509, мы узнали, что оно было изготовлено в 1910 году. В этот год немецкая фирма «Blüthner» выпустила 3000 инструментов с серийными номерами 78001-81000.
Концертный рояль «Blüthner» (Блютнер) Leipzig немецкого производства 1910 года выпуска.  Представляет собой историческую ценность как экземпляр продукции одной из самых лучших и прославленных в мире фирм изготовителей музыкальных инструментов. Качество инструментов «Блютнер» оставалось неизменным с момента основания компании Юлиусом Блютнером в 1853 году в Лейпциге. Сосна и красный бук – основные компоненты инструментов. Стальная рама отлита по особой формуле. Струны производились из стали, способной выдержать большое напряжение. Клавиши изготавливались из ели с плотными годичными кольцами. Каждая клавиша покрыта красным буком для прочности в местах вкручивания и имела вкладыш из натуральной телячьей шкуры в прорезях. Это гарантировало стабильность на более, чем сто лет.
В 1867 году рояли «Блютнер» получили 1-ю премию Гран-При на Международной выставке в Париже. В 1890-х годах инструменты начинают поставляться в Россию, где ими торгуют представительства в Москве и Санкт-Петербурге. В 1880-1890-х годах Юлиус Блютнер становится поставщиком роялей для императорского двора.
За мягкое романтическое звучание рояли этой марки всегда ценились знаменитыми музыкантами. Например, П.И. Чайковский так отзывался о подобных инструментах: «Рояли Блютнер действительно обладают певучестью. Это и есть самое прекрасное, чем может отличиться фортепиано».
У нашего рояля не только сохранены все клавиши и по по-прежнему стройный звук, но и сохранена аликвотная система, которую в 1873 году изобрел успешный фабрикант и талантливый изобретатель Блютнер, с дополненными резонансными струнами, которые служат для расширения тембровых возможностей инструмента, обогащая обертоновый спектр звучания. Об этом свидетельствует клеймо «Inhaber vieler Patente und Auszeichnungen» (Владелец патентов).
Старый, потемневший от времени рояль немецкой фирмы «Blüthner», на первый взгляд кажется незаметным и «обыденным», но для обитателей музейного дома он излучает особый свет и энергию.
Бережно прикоснувшись к клавишам, волшебный звук рояля перенесет нас на сто лет назад, в салон, где собирались лучшие представители интеллегенции, чтобы обсудить новости высшего света.
«Blüthner, 1910 год», да такой инструмент в те времена, должно быть принадлежал знатным особам. Подняв крышку рояля, и очень внимательно изучив и рассмотрев струны и надписи, возникал вопрос: кто был первым хозяином этого уникального инструмента? Наверняка бывшие хозяева покупали этот инструмент за бешенные деньги, как редчайшую вещь в СССР, а их дочери истязали соседей гаммами и этюдами, и в музыкальной школе все знали, что девочки играют на дореволюционном фортепиано…
Но в любом случае, те, кто познал голос и возможность рояля «Blüthner» отказаться от этого удивительного инструмента уже никогда не смогут. Однозначно рояль Блютнер» (Bluthner) уже давно стал сам легендой.
Julius Blüthner. Leipzig Юлиус Блютнер. Лейпциг.

Inhaber vieler Patente und Auszeichnungen Обладатель многих патентов и наград

  • 1865 – Merseburg I Preis – Мерзербург (Германия) I место
  • 1867 – Paris I Preis – Париж (Франция) I место
  • 1867 – Chemnitz I Preis – Кемниц (Германия, Саксония)  I место
  • 1870 – Cassel I Preis – Кассель (Германия) I место
  • 1873 – Wien I Preis – Вена (Австрия) I место
  • 1876 – Pbiladelhia I Preis – Филадельфия (США) I место
  • 1878 – Puebla I Preis – Пуэбла (Мексика) I место
  • 1880 – Sydney I Preis (Flugel) – Сидней (Австралия) I место
  • 1880 – Sydney I Preis (Pianino) – Сидней (Австралия) I место
  • 1881 – Melbourne I Preis (Flugel) – Мельбурн (Австралия)
  • 1881 – Melbourne I Preis (Pianino) – Мельбурн (Австралия)
  • 1883 – Amasterdam I Preis (Flugel) – Амстердам (Нидерланды)
  • 1883 – Amasterdam I Preis (Pianino) – Амстердам (Нидерланды)
  • 1889 – Melbourne I Preis (Flugel) – Мельбурн (Австралия)
  • 1889 – Melbourne I Preis (Pianino) – Мельбурн (Австралия)
  • 1894 – Antwerpen Hors concours – Антверпен (Бельгия). Вне конкуренции
  • 1897 – Guatemaia Grand Prize – Гватемала (Центр. Америка). Гран-При
  • 1897 – Leipzig Ausser Preisbewerb – Лейпциг. Вне конкуренции
  • 1900 – Paris Grand Prix – Париж (Франция). Гран-При
  • 1904 – St. Louis Grand Prix – Сент-Луис (США). Гран-При
  • 1905 – Cape Town I Preis – Кейптаун (ЮАР) I место
    Воспоминания старого рояля…
Наталья Куткина

От Natalia

Официальные ресурсы
Наши партнёры