Мир Мамина-Сибиряка

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Мамин-Сибиряк.

Видеоэкскурсия по выставке “Мир Мамина-Сибиряка”

              В следующем, 2022 году мы будем отмечать 170-летний юбилей со дня рождения Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка. К этому событию Карпинский краеведческий музей решил оформить небольшую экспозицию, посвящённую этому выдающемуся уральскому писателю.

              Главная цель экспозиции – привлечь внимание современников к произведениям Мамина-Сибиряка, по которым можно изучать историю Урала, его природу и уральский характер.

              “Бессмертен поэт, чьи песни – трепет сердца его народа”. Глубокая правда заключена в этих лаконичных горьковских словах. Вечными спутниками человечества в его трудном и радостном походе ко всё более совершенным отношениям людей становятся писатели, которые во все времена несли службу во имя любви к своим современникам, к своей родине, к своему народу, трепетно отражая самые глубокие его томления и порывы. Одним из таких литераторов России был Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

              “Родина – наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче” – писал Дмитрий Наркисович. Урал писателя – “тело каменно, сердце – пламенно”. Он говорил о пламенном сердце главных хозяев жизни, преобразующих родину своим трудом.

              В литературе Урала и до сих пор нет такого сильного художника, который сумел бы, как Мамин-Сибиряк, передать своеобразие природы края: негромкую поэзию бледных красок северного неба, строгую простоту готических линий вечнозелёных елей, радостную игру солнечного света на бронзе сосновых стволов, мрачную задумчивость высоко вознесённых шиханов, прелесть расплеснувшихся без края лесов, уходящих вдаль, как волны огромного моря.

              Природа и люди для Мамина-сибиряка составляли единство мира. Жизнь шла в окружении природы, люди трудились и отдыхали в тесном общении с ней. Её бескрайность, самостоятельность бытия, красивая мощь – всё давало почувствовать ту степень свободы и независимости человека, которой так недоставало крепостным рабочим.

              Мамин-Сибиряк обладал благородной простотой великолепного языка, яркого, узорного, образного, который подарила ему его малая Родина.

Мамин-Сибиряк. Детство             

 Дмитрий Наркисович родился 25 октября 1952 года в посёлке Висимо-Шайтанского завода, раскинувшего свои дома по берегам пруда, образованного горными речками Висимом и Шайтанкой. Посёлок стоял на границе владений Демидовых, владевших Нижнетагильскими заводами, и Строгановых, земли которых отделяла всего лишь речка Межевая Утка.

“Моё детство, – писал Мамин-Сибиряк, – прошло в далёкой глуши Уральских гор, захватив последние годы сурового крепостного режима, окрашенного специально заводскою жестокостью. Небольшой горный завод с пёстрым населением, согнанным сюда из разных краёв России, точно был вставлен в зубчатую раму вечнозелёных гор. эта горная панорама являлась первым сильным впечатлением, а с ней неразрывно связывалось представление воли, дикого простора и какого-то размаха”.

              Дом заводского священника, в семье которого родился писатель, пятью окнами глядел на восток, и там виднелись невысокие горы Шульпиха, Осиновая, Соловьёва, Белая, Старик-Камень…Горы всегда были перед глазами, оказывались частицей бытия. Казалось, они соучаствуют в самой душевной жизни тех, кто их видит. Другие пять окон выходили на запад. Чудилось, что только перевали гору Кокурникову с шиханом наверху – и откроется путь туда, в центры просвещения и культуры, откуда шла книга, несущая знание, горячее слово правды.

              До четырнадцати лет Мамин-Сибиряк почти безвыездно жил в Висиме. Он ходил по горам, поднимался на каменные кручи, припадал к холодной воде родников, вдыхал густой запах нагретой солнцем хвои, аромат горных цветов и трав, прислушивался к ропоту леса, ощущал волнующую прелесть весенней грозы.

Мамин-Сибиряк. Учеба              

Первые литературные опыты Мамина-Сибиряка относятся ещё к годам его учёбы в семинарии. Он описал своё путешествие на лодке по Чусовой от пристани УстьУтки до Кыновского завода. В каждой строчке этого произведения видна любовь к родному краю.

              В 1875-1876 годах, когда он учился сначала в Петербургской медико-хирургической академии, а потом на юридическом факультете университета, ему удалось напечатать несколько рассказов в тонких журнальчиках, даже без подписи. Он рассматривал эти рассказы, как средство заработать на жизнь. Но и в них начинающий писатель самым тщательным образом отрабатывает пейзаж.

Мамин-Сибиряк. Снова Урал              

Писательская судьба Мамина-Сибиряка складывалась очень непросто. В 1877 году он заболел, приехал на Урал, в Нижнюю Салду, куда к тому времени перебралась его семья. В начале 1881 года скончался отец, и надо было содержать малолетних брата и сестру. Живя в Екатеринбурге, он зарабатывал на жизнь репетиторством, но продолжал трудиться над рядом задуманных художественных произведений.

              В 1881 году он заявил о себе, как интересный писатель, замеченный многими журналами и газетами. В 1883 году его очерки “Золотуха”, “Бойцы” и роман “Горное гнездо” были приняты Михаилом Евграфовичем Салтыковом-Щедриным, редактором “Отечественных записок”. К концу восьмидесятых годов Мамин-Сибиряк был уже известным автором романов “Приваловские миллионы”, “Горное гнездо”, “Дикое счастье”, “Три конца” и двух томиков “Уральских рассказов”.

Мамин-Сибиряк. Санкт-Петербург             

В 1981 году Мамин-Сибиряк переехал в Санкт-Петербург, чтобы быть поближе к журналам, иметь литературную среду, которой ему не доставало. Там были написаны романы “Золото”, “Хлеб”, повести “Охонины брови”, “Братья Гордеевы” и др. Тогда же полно развернулись его дарование как детского писателя. Наиболее известен цикл рассказов “Алёнушкины сказки”.

Аленушкины сказки          

«Аленушкины сказки» (1894-1897) занимают особое место в творчестве писателя. Они были написаны Дмитрием Наркисовичем для тяжело больной дочери. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: «Баю-баю-баю… один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, а другое – слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки». Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным. Сказки представляют собой произведения подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой органично сочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Сказки поучительны, их мораль воплощена в системе художественных образов, простых и доступных детям.

              Все произведения Мамина-Сибиряка утверждают красоту Урала, открывают сердце человека, который любит её, заставляют верить в разумное единство людей и природы, вызывают глубокий трепет души, всегда привязанной к Родине.

Экспозиция              

К сожалению, в нашей экспозиции нет предметов семьи Дмитрия Наркисовича, но вы легко сможете погрузиться в атмосферу конца 19 – начала 20 века, созданную благодаря подлинным предметам того времени. Здесь вы можете увидеть столик с резными ножками и венский стул, немецкое фортепиано фирмы Оффенбахер 1905 года, этажерку с художественными и церковными книгами, изданными боле ста лет назад, журналы “Нева”, которые без сомнения читал Дмитрий Наркисович.

              Главными раритетами детской комнатки Алёнушки являются деревянная лошадка, одна из самых популярных игрушек конца 19 века и миленькая старинная фарфоровая куколка с качающейся головкой.

              Если вы хотите окунуться в мистическую атмосферу позапрошлого века и узнать интересные факты из биографии одного из самых известных писателей Урала – добро пожаловать в наш музей!

ссылка на красивое видео о Висиме

https://www.youtube.com/watch?v=rsdCS2k1xPM 

Экспозиция заявлена в программу Ночи музеев 2021