Завод, ставший судьбой

Завод, ставший судьбой

К 95-летию со дня рождения Почетного гражданина города Карпинска, директора рудоремонтного завода Кручинина И.П. (1927-2007 г.г.)

«Завод стал его судьбой» – не красивая фраза, а жизнь, в которой взлёты и падения, удачи и промахи. Это яркая, честная, наполненная трудом и ответственностью биография. Один из тех, чья судьба практически с самого начала работы на заводе и до её конца связана с Карпинским рудоремонтным заводом – Иван Павлович Кручинин.

Иван Павлович Кручинин родился 23 сентября 1927 года в Челябинской области. В 1950 году по окончании Харьковского горного института был направлен в трест «Вахрушевуголь» на рудоремонтный завод.

Многие не знают и часто задают вопросы: откуда такое название, другие связывают это название с рудой, что очень ошибочно. Рудо – это ремонт угледобывающего оборудования.

В 1943 году руководством комбината «Свердловскуголь» было принято решение переименовать механические мастерские в рудоремонтный завод. КРРЗ стал прочной ремонтной базой для многих горнодобывающих предприятий. В дальнейшем завод обеспечивал ремонт экскаваторной техники и изготовление запасных частей к ней для объединения «Вахрушевуголь».

Первым директора завода был Евгений Ефимович Кокшаров, коренной богословец, отец которого работал на медеплавильном заводе. Сразу после назначения на пост директора Евгений Ефимович с головой уходит в работу, создает небольшой по численности, но мощный по техническому потенциалу коллектив, мозговой центр которого – конструкторское бюро во главе с Иваном Николаевичем Воложениновым.

Из воспоминаний Е.Е. Кокшарова: «Неприглядно выглядел рудоремонтный завод в начале своего рождения. Механический, кузнечный, сборочный и другие цехи были в одном корпусе площадью 800 квадратных метров. На неблагоустроенной заводской территории весной и осенью стояла непролазная грязь. Штат предприятия насчитывал в ту пору всего-навсего 115 человек».

Великая Отечественная война. Трудящиеся завода работают днем и ночью на разрезах по ремонту и монтажу горной техники, в цехах – по изготовлению запчастей для горного и водоотливного оборудования. По 12 часов в день, без выходных и отпусков.

Е.Е. Кокшаров организовал строительство сталелитейного цеха из металлоконструкций складского помещения, вывезенного по репарации из Германии.

Заводские конструкторы усиливают колонны, фермы, стены выкладывают кирпичом.

Строится механический цех, кислородная станция, своими силами проектируется и строится цех металлоконструкций. В дальнейшем возводятся два пролета кузнечного цеха с установкой 5-тонного молота, что позволило довести выпуск поковок до 2000 тонн в год, в том числе 400 тонн для Уралмаша.

Отличительной чертой деятельности Евгения Ефимовича было стремление увидеть, узнать все самому. Ровный, спокойный, без резких назиданий он умел потребовать от каждого полной отдачи знаний и умения и по достоинству оценить это в дальнейшем.

В 60-70-е годы завод становится базой для выпуска новой техники. Это роторные экскаваторы с повышенным усилием резания, грохотильно-дробильный агрегат, зарядная машина, шнекобуровая машина, гидросъёмники, скребково-барабанные питатели для обогатительных фабрик, лестничные конвейеры и т.п.

Е.Е. Кокшаров честно служил порученному делу, создавал коллектив и завод, воспитывал специалистов высокого класса, чем заслужил добрую память о себе и своей работе. Большой и творческий путь прошел коллектив завода за время его работы, превратившись из мелких полукустарных мастерских в современное промышленное предприятие. Умер Евгений Ефимович Кокшаров в 1971 году до последних дней жизни, выполняя обязанности директора.

Январь 1971 года. Внезапная смерть Е.Е. Кокшарова поставила вопрос – кому быть следующим директором рудоремонтного завода. Наиболее подготовленным и владеющим обстановкой на заводе был главный инженер Иван Павлович Кручинин. Его и назначило руководство комбината «Вахрушевуголь» на эту должность.

В далеком 50-м году, он, молоденький выпускник Харьковского горного института по направлению приехал в Карпинск.

Из воспоминаний И.П. Кручинина: «Город – такой зелёный, тихий, чистый, мне сразу понравился, по истечении некоторого времени меня приглашали на Украину, в Сибирь, но я так и не решился покинуть ни свой завод, к которому прирос душой, ни ставший любимым город».

А начал Иван Павлович свою трудовую деятельность со старшего мастера литейного цеха. Пройдя последовательно ряд должностных ступенек, он 11 сентября 1957 года назначается главным инженером завода. По статусу главный инженер – «правая рука директора». Таковым он и стал. В то время при нем активно решаются вопросы дооборудования цехов, внедрения новых технологий. Осваивается производство легированных сталей, хромоникелевых и высокомарганцевистых. Запущены в работу новые металлорежущие станки, в том числе зуборезные полуавтоматы. Расширяется номенклатура поковок и штамповок.

Монтируется и осваивается новая сталеплавильная печь ёмкостью до 3-х тонн. Она позволила изготовлять более крупные отливки.

Главный инженер и его службы обеспечивают внедрение новых технологий, производство современных образцов горных машин. Надо сказать, что в 60-70-е годы в техническом отделе трудились 45-50 специалистов и всем хватало работы.

Приняв пост директора, Иван Павлович продолжил традиции, заложенные Е.Е. Кокшаровым. С чувством большой благодарностью Иван Павлович часто вспоминал бывшего директора завода Евгения Ефимовича Кокшарова: «Он был для меня не только наставником, но и вторым отцом». Под руководством Кокшарова Иван Павлович Кручинин проработал 13 лет главным инженером, и когда возглавил завод, всегда стремился продолжить его стиль работы: задолго до рабочей смены обходил все цехи, беседовал с рабочими, начальниками цехов. Много времени уделял благоустройству территории завода, социально-бытовым проблемам на предприятии.

Не смотря на все трудности, завод в 70-80-е годы достиг максимального объема выпуска продукции, которая поставлялась более чем 120 потребителям Советского Союза и продолжал работу над опытными образцами новых машин. Так, в 80-е годы была изготовлена шнекобуровая машина на шагающем ходу для открытой выемки тонких пластов угля.  И ещё, это был тот период, когда наш город преображался буквально на глазах: возводились новые жилые кварталы и соцкультобъекты.

Немалый вклад в развитие города тогда внес и коллектив рудоремонтного завод. По инициативе Ивана Павловича на заводе была создана хозгруппа, которая занималась строительством и ремонтном.

В 1080 году рудоремонтный завод перешел на выплавку новых металлических форм для Краснотурьинского завода ЖБИ. Благодаря этому в нашем городе началось строительство новой серии домов – с горячей водой.

На посту директора РРЗ проработал до 11 июня 1990 года. За 40 лет напряженного и плодотворного труда Иван Павлович был удостоен высоких правительственных наград: орден «Знак Почёта», ордена «Трудового Красного Знамени», был кавалером трех степеней «Шахтёрская Слава», был депутатом городского Совета нескольких созывов. За заслуги в общественной деятельности И.П. Кручинину было присвоено звание «Почетный гражданин города».

Иван Павлович Кручинин ушел из жизни 22 июля 2007 года. Второй директор завода, который стал его школой. В наследство он оставил добрую память о себе.

 

Вспоминают рудоремонтники

(из рукописи истории РРЗ):

«Сохранились в памяти дни, когда наш завод ещё не был заводом. А были мастерские, которые трудно сравнить даже с нашими нынешними мастерскими на разрезах. На Богословских копях только начиналась промышленная добыча угля, техника – кирка, лом, лопата. Транспорт – тачка и лошадь. Вот этот «транспорт» мы и ремонтировали: подковывали лошадей, изготавливали кирки и ломы. Это было в 1918-20 годах. В нашем распоряжении был один отечественный токарный станок, два допотопных иностранных и ветхая кузница из теса.

С годами мастерским работы прибавилось. В 1939 году меня направили на монтаж первого механического цеха. В годы войны потребность в ремонте горных машин еще более возросла. Сейчас смешно сравнивать технику, на которой мы работали тогда, с нынешней: к примеру, тогдашний токарный станок давал 300 оборотов в минуту, а нынешний – 1500! И народ пришел в цехи умный, грамотный.

К. Неволин (механик цеха №1)».

 

«Когда я в 1957 году после школы пришел на завод, то подумалось: смогу ли я работать так же, как работали члены нашей семьи, потомственные рабочие РРЗ? Сомневался в своих силах. Но встретила меня здесь дружная заводская семья. За два месяца помогли освоить специальность заточника. На этом я не останавливался – пошел в ученики к опытному токарю Константину Петровичу Бойкову, он и выучил меня этой профессии.

В. Клейменов (токарь)».