Поделиться

Художники в Карпинске — это публикация «Дом на углу». Высылаю ее, скорее, для сведения — в ней отчасти объяснение, почему я взялась-решилась на проект Северной ART-Галереи. Наверно, это важно для нашей дальнейшей совместной работы…

Вот такое письмо пришло в музей от Гончаровой Елены Ивановны. Ознакомившись с материалом, стало понятно, что мы просто обязаны опубликовать статью «Дом на углу» полностью.

Многие данные работниками музея были осознаны впервые. Нам кажется, что и посетители сайта найдут для себя что-то новое, ранее неизвестное. Это позволит посмотреть на историю нашего города под другим углом.

Кроме того, было решено дополнить публикацию различными изображениями и фотографиями, а также полезными ссылками.

Изображением записи была выбрана картина Александра Бурака “Конжаковский камень”, написанная в 1956 году (данные сайта Ураловед)

ХУДОЖНИКИ В КАРПИНСКЕ

ДОМ НА УГЛУ

Углом дом 59 на улице Мира в Карпинске выходит на городскую площадь, к мэрии, памятнику Ленину. Но этот же угол позволяет все время держать в фокусе зрения вершину Конжаковского Камня. Интересный дом: возле него человек сам выбирает в какую сторону ему смотреть и двигаться. Лев Вейберт выбрал движение к горам.

В небольшом северном городе он сам создавал окружающий его мир. В этот мире были неустанный труд, его семья, друзья, графика, живопись, организация городских художественных выставок, занятия с учениками, музыка, книги, лыжи, походы с этюдником в горы, оленьи тропы, клочья тумана на склонах высоких гор, поездки на подмосковную творческую базу «Челюскинская», собственный с нуля созданный офортный станок, бесконечное совершенствование все новых техник, которые он увлеченно осваивал…

Похоже, Лев Вейберт обладал неким притяжением или магнетизмом. К нему тянулись, приходили, приезжали десятки талантливых звездных людей (о некоторых из них мы расскажем), чьи имена и произведения сегодня в золотом российском культурном фонде. Казалось, в точке пересечения 60 градуса северной широты и 60 градуса восточной долготы художником Северного Урала был создан некий творческий портал.

…И, может, вход в него открыт до сих пор.

 

Жутовский Борис Иосифович (1932, Москва )
SONY DSC

Живописец, график, иллюстратор книг. Учился на отделении художников книги Московского полиграфического института в классе профессора А. Гончарова и И.Чекмазова (ученика В. Кандинского). После окончания института в 1956 году коренной москвич оказался на Урале, в Свердловске. Не проработал здесь и года, рассорился с местным партийным начальством. В Москве стоял у истоков создания легендарной книжной серии «Эврика», литературных произведений «шестидесятников», книг тогдашней «Молодой гвардии».

…В начале 70-х, когда он приехал в Карпинск, было ощущение, что с неба в северные снега упала звезда. В это время выставки работ Бориса Жутовского шли по всему миру в галереях и музеях: Хельсинки (Финляндия), Торонто (Канада), Рима, Флоренции, Венеции (Италия), Праги, Братиславы (Чехословакии), Гданьска, Сопота, Зеленой Гуры (Польша), Франкфурта, Штутгарта, Бохума (ФРГ), Лондона (Англия), Цюриха (Швейцария), Парижа, Монтеро (Франция), Нью-Йорка, Лос-Анджелеса (США).

 Выставляться стал с 1959 года. Участник знаменитой выставки художников-авангардистов в Манеже в декабре 1962 года и личного скандала с Н.С. Хрущевым («абстракцист», «отправить на лесозаготовки»). После этого возможность участия в выставках в СССР для Жутовского была однозначно закрыта. Как и официальная деятельность в издательствах. Со дня на день ждали его выезда за границу, а он «залег на дно». Друзья передавали ему заказы, но за выполнение их в ведомостях расписывались его приятели

 Широкий показ работ Бориса Жутовского в галереях, музеях и выставках современного искусства по всему миру начинается с 1964-65 годов. Присуждаются награды. В 1969 году он был принят в Союз художников СССР как художник книги. Отчасти это было признание и отпущение части «грехов». Признание самого художника: «Книжный иллюстратор призван быть человеком интеллектуально оснащенным и достаточно серьезно образованным. Ежедневные занятия этому способствуют: для того, чтобы проиллюстрировать книжку, нужно, как минимум, прочесть ее. Постепенно привыкаешь к чтению как к занятию – необходимому, как воздух».

В Карпинск только что официально признанный член Союза художников прибыл вместе с другом-уральцем Виталием Воловичем, судьба свела их во время работы Бориса в Свердловске. Визит этот был не только за компанию. Уже тогда Жутовский отличался чрезвычайной въедливостью в свою профессию. В 1985 году, как бы подводя некую жизненную черту, он скажет:

«Самосовершенствование важней успеха, сто процентов. Только одержимость мастерством есть качество существования человека на земле».

Кто-то из искусствоведов определил авторскую манеру Жутовского как иронический реализм. С помощью только ему присущих приемов в начале 70-х он начинает создание фееричной серии с таким же фееричным названием «Последние люди империи».

 … «Таланты, жертвы, слуги, убийцы, но только те, которых знал и которых «трогал». Все – с «натуры». Не для того, чтобы убедить «товарищей по труду» в реализме, а чтобы самому кожей пальцев услышать восторг и злость», – так отзывался Фазиль Искандер об уникальной в истории не только российского, но и мирового искусства серии из двух сотен графических портретов видных деятелей второй половины ХХ столетия. Кого только среди них нет – Андрей Сахаров и Аркадий Райкин, Никита Хрущев и Лидия Лебединская, Булат Окуджава и «суперубийца НКВД» Леонид Райхман, Альфред Шнитке и Фазиль Искандер, Петр Капица и Игорь Губерман, Владимир Высоцкий…

В 2003-м, в уральском Ирбите, в вишневом зале Музея изобразительных искусств открылась выставка работ Бориса Жутовского – часть его знаменитой серии портретов «Последние люди империи». На открытии выставки рядом с Борисом стоял его друг Виталий Волович. Невидимо присутствовал на ней и Лев Вейберт, чей портрет в Карпинске в доме на улице Мира набрасывал в своем блокноте Борис Жутовский.

Художник продолжает жить и работать в Москве.

 

Накаряков Анатолий Каранатович (1899, п. Мотовилиха Пермской области – 1967, Москва).

Живописец, график, член Московского областного Союза советских художников и Академии художеств СССР. Экспонировался на выставках работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1932). Персональные выставки в Москве и Магнитогорске. Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, в ГМИИ им. Пушкина, в Пермской картинной галерее, во многих региональных музеях.

Лев Вейберт об Анатолии Каранатовиче Накарякове:

«С Анатолием Каранатовичем Накаряковым я впервые встретился в городе Качканаре. Это был город, которому от роду было несколько лет. Погода стояла дождливая. Кто-то сказал, что в гостинице остановился художник из Москвы, и я решил навестить его. Добрался до гостиницы очень быстро, был возбужден, раскраснелся, к тому же волосы у меня тогда были еще очень рыжие. И когда я вошел в комнату, навстречу мне поднялся пожилой, с очень добрым и мягким лицом человек и, вытянув руку в мою сторону, патетически воскликнул: «О! Ван Гог пришел!»

Мы удивительно быстро обнаружили много общих интересов, и между нами завязалась оживленная беседа. Эта встреча стала для нас началом крепкой и долгой дружбы.

…Я пригласил Анатолия Каранатовича в Карпинск, где мы жили, на этюды. Он к нам прибыл в то же лето, и мы часто ходили на этюды в горы.

Горные долины, процветшие лишайником камни, старые корни деревьев леса – все приводило его в восторг первооткрывателя. Он видел в них необычайную сказку, одухотворенность…»

(Опубликовано в каталоге выставки «А.К. Накаряков 1899 – 1967 «Уральские мотивы». Москва, 1983).

 

Казанцев Алексей Афанасьевич (1928, д. Болдырево Абатского района Тюменской области – 2002, Екатеринбург).

График, живописец. Выпускник Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра, в 1954 году закончил Харьковский Государственный художественный институт. В 60 – 70- е работал художником-иллюстратором Средне-Уральского и Южно-Уральского издательств. Дипломант всероссийских конкурсов книги. Участник республиканских, зональных, всесоюзных и международных выставок. Работы Алексея Казанцева можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музеях Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Ирбита, Перми, Тюмени и многих других городов, в отечественных и зарубежных частных коллекциях Австрии, Германии, Италии, США.

В его жизни было немало творческих командировок по стране. Но всегда в фокусе зрения художника была тема Урала – его индустриальной мощи и красоты природы.

В мемориальной мастерской Алексея Казанцева, которая находится в Ирбите, в Музее Уральского искусства, есть печатный станок, который он собирал сам. Но – с помощью друга. Еще раньше офортный станок по своим чертежам изготовил на Карпинском машиностроительном заводе Лев Вейберт. Оба художника работали в сложных печатных (в том числе – авторских!) техниках и часто встречались. Сначала в Карпинске, потом в Калиново, куда переехал Лев Павлович. И всегда этим встречам сопутствовала атмосфера творческого поиска, новых открытий и решений.

 

Дистергефт Михаил Васильевич (Вильгельмович) (1921, с. Савелово Тверской губернии – 2005, г. Ораниенбург,ФРГ).

Живописец, график. Семья поселилась в Ленинграде в 1926 году. Со второго курса Академии художеств весной 1941 года призван по спецнабору РККА на действительную службу. С начала войны – в действующей армии, артиллерист-зенитчик. Участвовал в обороне Москвы. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. Отозван в тыл как немец по приказу командования. Осенью 1942 года мобилизован в Карпинск на Богословские угольные копи. Работал слесарем, пожарным, выборщиком породы, затем – художником. Именно Михаил повлиял на ситуацию с устройством Льва Вейберта в Клуб угольщиков. Не только спас 17-летнему подростку жизнь, но и помог сделать шаги к будущей профессии. Днем Лев трудился рабочим сцены, а вечером мог делать какие-то карандашные наброски в своем дневнике или на листах бумаги. …Хотя, судя по всему, с ней в лагере время от времени случалась напряженка. Подтверждением тому акварель Михаила Дистергефта 1948 года, хранящаяся в фондах Карпинского краеведческого музея – она искусно собрана из двух бумажных листов.

В 1951 году Михаил был переведен на спецучет в Нижний Тагил и поступил на пятый курс художественного училища. Получил диплом художника-педагога. По 2001 год жил и работал в Тагиле. В 1967 году был принят в Союз художников СССР.

Создал графическую серию «В те годы», посвященную репрессиям и лагерям, и графические листы по мотивам творчества и жизни Варлама Шаламова и Николая Гумилева. Участвовал в зональных, республиканских, всесоюзных, всероссийских и зарубежных выставках. 11 персональных выставок в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Москве.

В круге общения Дистергефта на протяжении 63 лет неизменным оставалось имя… знаменитого уральского художника-графика, члена Союза художников СССР Льва Вейберта. …Того самого подростка Лёвы из «Богословлага» 1942-го.

В 2000 году имя художника включено во «Всемирный лексикон художников», изданный в Германии.

 

Болашенко Анатолий Петрович (1924, д. Губино Калужской области – 2011, Москва).

Живописец, график. Заслуженный художник Российской Федерации. Коллеги считали его прирожденным рисовальщиком: «Рисование для него – способ видеть жизнь, способ жить. Он рисует так же естественно, как дышит. Каждая его картина воспринимается как часть большой жизни». Работы Анатолия Болашенко во многих музеях страны, в том числе и в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Художник участвовал в десятках выставок в Москве, городах России и за рубежом.

В 18 лет, как многие из его поколения, ушел на фронт. Служил солдатом-понтонёром. Строил переправы через реки. Был тяжело контужен, но остался в своем батальоне. Награжден медалью «За отвагу», позднее – уже после войны – орденом Отечественной войны 2-й степени. На всю жизнь остались в памяти понтоны под шквалистым огнем противника через Днепр, Вислу. В конце войны участвовал в освобождении Дрездена и встрече на Эльбе.

После войны закончил Ереванский художественный институт, приехал туда по состоянию здоровья. В 1955 году был принят в Союз художников. Неоднократно избирался в правление МОСХ, состоял в графической комиссии при правлении Союза художников России. С 1959 по 1965 четырежды был главой групп художников, работавших в Доме творчества «Челюскинская». Под его началом оказался и Лев Вейберт. Карпинский художник не преминул пригласить мэтра на Урал. Болашенко приехал, а вслед за ним – другие. На картинах, созданных под уральским северным небом – знакомые нам изгибы рек, силуэты гор и вечное удивление Художника перед таинством Природы.

Бурзянцев Александр Данилович (1928, Ново-Преображенский хутор Залаирского района Башкортастана – 1997, Уфа)

Живописец, пейзажист. Заслуженный художник РСФСР. Народный художник Башкирской АССР. Заслуженный художник Башкирской АССР. Произведения находятся в собраниях музеев и картинных галереях Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова (Уфа), Государственной Третьяковской галерее, Центральном музее Вооруженных сил в Москве и Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

В 2010 году в Уфе появилась улица Александра Бурзянцева. Ежегодно, в октябре в галерее «Мирас» в Уфе проходят дни памяти художника.

В Карпинск художник приезжал не один раз. И всегда это были походы в горы, на пленэр. Любая погода его не пугала. Он готов был двигаться к горам, но, казалось, и горы двигались к нему. Как художник он обладал удивительным панорамным видением, позволяющим наблюдать весь рельеф места с какими-то запоминающимися узнаваемыми деталями. Из поездок он привозил огромный этюдный материал. Но дальше происходило нечто загадочное. Художник «сопрягал» окончательные варианты картин из этюдов и набросков, слагая их как стихи. …И случалось, что из сюжета, посвященного Зауралью, вдруг явственно начинали торчать «северные уши» – карпинские горы. Кто-то из искусствоведов эти произведения Александра Бурзянцева назвал «Уральским сказом». Возражать не будем.

 Художник говорил:

«Придумывать не умею, но этюд иногда перерабатывал так, как не узнаешь».

«Его любимый поэт Сергей Есенин, – пишет искусствовед Эльвира Каримова, – утверждал, что стихами можно рисовать, а сам Бурзянцев непостижимым образом превращал живопись в поэзию». Смелую, звенящую чистыми красками, светоносную.

Определяющее влияние на формирование его творчества оказал педагог по Пензенскому художественному училищу им. К.А. Савицкого, о котором он писал: «Был великий учитель – Иван Силыч Горюшкин – Сорокапудов (ученик Репина – прим. Ред.). Учил не ремеслу – духу… Я взял от Силыча любовь к прошлому и настоящему России, его беспощадное к себе отношение ради творчества».

 

Савенко Иван Григорьевич (1924, с. Варваровка Черниговской области, Украина – 1987, Ленинград)

Живописец. Заслуженный художник РСФСР. Родился в зажиточной семье, которая в годы коллективизации была раскулачена и выслана в Сибирь. Осели Савенко, в конце концов, в небольшом шахтерском поселке Верхняя Губаха на берегу речки Косьва. Поселок, а затем – город Губаха стал для Ивана второй родиной. Поступление В Кизеловский горный техникум, занятия в изостудии. Важную роль в приобщении к искусству сыграло знакомство с Николаем Серебренниковым, собирателем основных фондов Пермской художественной галереи.

 Война. В 1942 году, окончив танковое училище, Иван сражается на Центральном, Третьем Украинском, Четвертом Украинском фронтах. В октябре 1943-го в неравном танковом бою под Каховкой он был контужен и тяжело ранен, снарядом ему оторвало правую руку. Комиссован по инвалидности. Был награжден орденом Славы 3-й степени.

 С мечтой стать художником не расстался. Весной 1944 года поступает вольнослушателем в Саратовское художественное училище. Осенью того же года Ивана Савенко принимают в Киевский художественный институт. Закончив его с отличием, отправляется в Ленинград, где поступает в аспирантуру Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина к выдающемуся советскому живописцу, архитектору, теоретику искусств, профессору Александру Михайловичу Герасимову. В 1952-м Иван Савенко был принят в члены Ленинградской организации Союза художников СССР.

Писал портреты, жанровые композиции, но главным в его творчестве оставался пейзаж. Жанр вроде бы простой и одновременно сложный. Сказать в нем свое слово после Левитана, Шишкина, Саврасова – довольно непросто. Но Ивану это удавалось. Десятки творческих командировок, и одни из самых любимых – на Урал. В Карпинске, на улице Мира 59, в доме, где жили Лев и Надежда Вейберт, его ждали всегда и всегда готовы были стать проводниками в горах.

«Осень на северном Урале» – достаточно одной этой картины, чтобы понять, как прекрасна наша планета Земля. Красные и желтые всполохи листьев, вечнозеленые хвойники, синева гор, уходящих в фиолетовое космическое звучание – словно случилось нечто фантастическое – радуга легла на землю. Написанная в 1986 году, картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

С 1950 года художник постоянный участник выставок: зональных, республиканских, союзных, зарубежных. В составе выставки «Современная советская живопись» его картины совершили своего рода турне по крупным городам мира: Токио, Дрезден, Лос-Анжелес… Среди персональных выставок в России одна (1974 г.) состоялась в Свердловске. В 1975 году Ивану Григорьевичу Савенко было присвоено звание: «Заслуженный художник РСФСР»

 

Бурак Александр Филиппович (1921, д. Ефремовка, ныне Барабинский район Новосибирской области – 1997, Екатеринбург).

 Живописец. Заслуженный художник РСФСР.

Небольшая сибирская деревня Ефремовка, мальчишка, рисующий углем на обрывках бумаги и стенах. И труд, всей семьей, от зари до зари.

В 30-м году семья переехала в г. Кемерово. В 16 Александр уезжает в Москву, поступать в художественное училище. Успешно сдает экзамены по рисунку и живописи – и отказывается от дальнейшей сдачи экзаменов: училище готовит художников по росписи тканей и мастеров декоративно-прикладного искусства. С дальнейшими планами подростка это не стыкуется.

В Москве он знакомится с другом своего отца – архитектором Коноплевым. Под влиянием его рассказов Саша решает стать зодчим. Возвращается домой, заканчивает 10-й класс. Потом – годы учебы на архитектурном факультете Новосибирского инженерно-строительного института. Подработка художником-мультипликатором в Новосибирской студии научно-популярных фильмов.

В 1944 году Александра Бурака назначили главным художником цветного документального фильма «Нетронутый Урал». Съемкам предстояло идти в Свердловске и Свердловской области. На Урале Александр знакомится с художником Иваном Слюсаревым, берет у него уроки живописи. По ряду не зависящих от сибиряка Бурака причин, фильм «Нетронутый Урал» не был закончен, но почти через 10 лет уральский художник Александр Бурак создаст на холсте полотно «Нетронутый Урал».

В 1946 году он переезжает в Свердловск, работает в проектном институте, в свободное время пишет картины. В 1950-м правление Союза художников командирует Бурака на творческую базу под Москвой. Вернувшись, летом 1951 года, он устраивает мастерскую в скалах и пишет картину «На Южном Урале», которая попадает в экспозиции «святая святых» – Третьяковской галереи. В 1951 году он был принят в Союз художников СССР. В 1963-м появилось его эпическое полотно «Урал… Урал…». В 1964 году он получил звание «Заслуженный художник РСФСР».

Александр Бурак стал известным мастером жанровой живописи, серий индустриальных пейзажей и других, связанных с поездками за рубеж. Но в данном случае – речь исключительно о горных пейзажах, ставших неотъемлемой частью его духовного мира. «Урал… Урал…» (1963), «Конжаковский Камень» (1956), «Каменный пояс» (1993) – невольно перебрасываешь мостик между этими работами и горными пейзажами русского живописца Николая Рериха. Мир, полный мощи, эпического звучания – гимн планете Земля. …Если вглядываться подетально, то можно отметить используемый обоими художниками метод параллельной перспективы, а также графику и ритмический характер линий и контуров.

Не только любовь или некий найденный древний код-ключ к уральским горам заставляли Александра Бурака и Льва Вейберта уходить летом и зимой на северные пленэры. Один был Учителем, другой – Учеником. Но, похоже, роли иногда менялись.

Александр Филиппович Бурак был участником около 50 областных, республиканских, всесоюзных, персональных художественных выставок в России и за рубежом. Его произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее революции, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, в галереях и частных коллекциях во Франции, Великобритании, Италии, Австрии, Испании, Японии, Германии, Чехии и ряде стран Северной и Южной Америки.

 

Волович Виталий Михайлович (1927, Спасск-Приморский, Дальневосточный край – 2018, Екатеринбург).

График, живописец. Заслуженный художник РСФСР. Народный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств. В 2008 году, в Екатеринбурге Воловичу и его друзьям – художникам Мише Брусиловскому и Герману Метелёву установили памятник. Скульптурная композиция, изображающая беседующих художников – «Горожане. Разговор», находится в сквере на проспекте Ленина. Волович – почетный гражданин Екатеринбурга, Ирбита и Свердловской области. А еще он один из тех, кто формировал культурный облик Екатеринбурга. И не только Екатеринбурга.

Сегодня работы Виталия Воловича хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Пражской национальной галерее, Моравской галерее в Брно, Музее современного искусства в Кёльне, Музее И.В. Гёте в Веймаре, галереях Екатеринбурга и других российских городов.

…Но все это будет потом. А пока в 1970-м, в Карпинске, на улице Мира в квартире Льва Вейберта его жена Надя торжественно ставит перед гостями художниками Виталием Воловичем и Борисом Жутовским блюдо с королевской фаршированной щукой. Позади трудный полуголодный день в мастерской на Нахимова 11, травление и печать офортов. Художники уже вожделенно берутся за столовые приборы, как в доме появляется неожиданная визитерша и, явно рассчитывая на некий культурный шок, демонстрирует собравшимся книгу прозы Альбера Камю и сборник пьес Жан-Поль Сартра. «Вот, купила только что…». «Где?». «Да тут, рядом, в книжном…». Художников за столом сдувает словно ветром.

Иллюстрировать книги Виталий Волович стал сразу после окончания Свердловского художественного училища. В начале 50-х он начинает сотрудничать со Средне-Уральским книжным издательством. Один из крупных заказов молодого художника – иллюстрации к сказам Павла Бажова, с которым дружила его мать. (Мама Виталия – Клавдия Филиппова была писательницей). Добавим, что также она дружила с Беллой Дижур, матерью скульптора Эрнста Неизвестного. Дружба как наследство досталась и сыновьям.

«С увлечением делал «Шкатулку». Мне как раз тогда хотелось реализовать свои идеи и свое видение, – вспоминал потом Виталий Михайлович. – Но обернулось все скандалом. Меня заклеймили как «формалиста», и я с треском вылетел из издательства». В поисках работы Виталий «приземлился» в Москве, в мастерской (вы наверняка догадались) Бориса Жутовского, который немногим раньше оказался в схожих обстоятельствах. «Меня встретили иронически и любовно. Предложили делать иллюстрации к стихам Горького «Песня о Соколе» и «Буревестник», – рассказывал Волович. Потом ему предложили проиллюстрировать «Песнь о Сиде» Корнеля и шекспировского «Ричарда 3». «И я понял – вот оно, то, что надо. Окончательная уверенность пришла с участием в конкурсе в Лейпциге на лучшие рисунки к балладе «Вересковый мед». Виталий на полтора месяца закрылся в мастерской, рисовал, не отрываясь. За эту серию работ он получил серебряную медаль. Награда помогла тому, что он окончательно «переехал» в Средние века.

В жизнь вошли линогравюра, офорт, приезды в Карпинск «на базу к Леве» – к Льву Вейберту, с которым был знаком по учебе в «художке». …Из сегодняшнего дня кажется невероятным, что мировые графические шедевры «Тристана и Изольды» – легендарных героев рыцарских романов Средневековья появлялись на свет в Карпинске, в заснеженном домике на улице Нахимова.

…Художники вернулись за стол со стопроцентным убеждением, что

Карпинск – некий фантастический город Советского Союза. Здесь в ближайшем книжном магазине можно запросто купить «такое, что в Москве «не достанешь». Песни, гитара, дуэль остроумных блестящих шуток. Творческая атмосфера начала 70-х.

Виталий Волович успел прославиться на весь мир и оставить богатое наследие. Его знают по иллюстрациям к средневековым романам, произведениям Шекспира, Гёте, Брехта, знаменитому «Слову о полке Игореве».

 Слова признания /Е1.RU – по материалам к 90-летию художника/.

Евгений Ройзман, политик, известный коллекционер:

«Виталий Волович считается одним из лучших графиков, его знают во всей Европе, пожалуй, даже больше, чем в России, Он считается лучшим иллюстратором Брехта, он один их лучших иллюстраторов Шекспира, и он человек мировой книжной культуры, на его уровне сейчас близко никого нет. Волович сделал лучшие иллюстрации к «Малахитовой шкатулке». И, конечно, «Тристан и Изольда», «Вересковый мед» – это образцы книжной графики».

«Виталий Волович – личность легендарная, овеянная славой, мифами, поклонением. Можно смело сказать, пока в Екатеринбурге живет Волович, у города есть будущее, – писал известный художник Миша Брусиловский. – Трудно найти фамилию, которая бы так подходила носителю. Высокий мужик, слегка сутулый, руки – здоровенные клешни, большие очки сидят на большом горбатом носу. Человек в высшей степени умный, но интеллект расходует в зависимости от обстоятельств и степени подготовки собеседника. Обожает нравиться женщинам и действительно нравится. В компании человек азартный, шумный, веселый, остроумный, дуэлянт в споре. Художник с мировым именем, но это область искусствоведения. Я же ограничусь тем, что скажу главное: он мой друг, и я этим горжусь».

«Гениальные работы мирового уровня, – галерист, владелец аукционного дома «СуворовЪ» Валерий Суворов. – На работы Воловича всегда был и будет спрос у интеллектуалов, у тех, кто любит высокую литературу высокого уровня».

Вопрос известному уральскому искусствоведу Тамаре Галеевой: «Если представить какую-то галерею лет через 100, где будут собраны картины разных эпох. Рядом с чьими работами вы бы повесили работы Воловича?» Ответ:

«Рядом с Пикассо. Если говорить о той сфере, где Волович абсолютный профессионал, о графике, то, я думаю, что они рядом смотрелись бы совершенно органично».

ИМЕНА и произведения золотого культурного фонда России. Среди них имя и творческое наследие самого Льва Вейберта.

 

 

 

 

 

 

 

Alex Sof

От Alex

Официальные ресурсы
Наши партнёры