Северная ART-Галерея: «Лебеди» Надежды Никулиной

Конец 60-х или самое начало 70-х. Поздний вечер. Осень. Темень. Зато кинотеатр «Красный горняк» сияет как новогодняя ёлка. Чуть ли не завтра – открытие традиционной осенней выставки.

Захожу из любопытства. В фойе Лев Павлович Вейберт на высоченной стремянке развешивает работы своего ученика Геннадия Райшева. «Глухари». Красным предостерегающим светом горят на полотне глаза царственных птиц – хранителей тайги. На другой стене – таких же неимоверных размеров триптих «Болото». Надя Никулина, верная жена и спутница жизни Льва Павловича, как может, поддерживает шаткую стремянку.

Сказать о Надежде, что она была хранительницей и берегиней легендарной квартиры в Карпинске на ул. Мира, 59, – ничего не сказать. Дом Льва и Надежды всегда был полон гостей из Свердловска, Москвы, других городов и, конечно, карпинских друзей. Удивительно, что Надежду в нём никогда не было слышно. Однако, стоило ей появиться, у всех появлялось ощущение какой-то особенной гармонии и желание стать на цыпочки. При ней смолкали громкие голоса, мужчины подтягивались. Богиня.

Работы Надежды Никулиной в Северной ART-Галерее

Познакомились Надя и Лев в Свердловском художественном училище. Они были однокурсниками. Отношения сложились не вдруг. Надя была блестящей студенткой, да ещё с репутацией строгой и недоступной девушки из интеллигентной семьи. Но после окончания учёбы, в Карпинск – место спецпоселения Льва как этнического немца – они уезжали уже втроём: он, Надя и маленькая Наташа.

Шёл 1955 год. Ещё действовала комендатура, и Надежде приходилось вместе с мужем здесь отмечаться каждый месяц. Не сразу после смерти Сталина, но повинность была отменена.

Они создавали в Карпинске свой мир – мир творчества, созидания, невероятного тепла и общения. Как Надя умудрялась растить двух дочерей, преподавать в школе, техникуме, участвовать в жизни мужа, отправляться с ним на пленэры и… находить время для собственного становления как художника – для меня, да и других, загадка.

Взлет её в творчестве не был стремительным. Но у всех её графических работ ясно читался свой почерк. Надежда с удивительной теплотой и пониманием умела входить в мир детства, сопереживать ему и совершать вместе со своими маленькими героями первые и самые важные открытия.

Волей-неволей Надежде постоянно приходилось выступать в роли рецензента работ своего известного мужа-художника. Лев очень чутко и благодарно реагировал на её замечания, считал их эстетически верными и безусловно справедливыми. Оба они блестяще знали историю искусств. Лев музицировал, в доме постоянно звучала классическая музыка. Надежда обладала феноменальной памятью, могла подолгу наизусть читать стихи Пушкина, Некрасова, Багрицкого, Цветаевой.

Почти невероятный прорыв случился в творчестве Надежды Никулиной в 70-е. Словно весь опыт, который копился от одного творческого витка к другому, вдруг собрался воедино в один яркий кристалл. Надежду мало заботили мнения искусствоведов, критиков, займёт или нет её работа какое-то место на очередной областной выставке. Она, как Богиня, создавала свой мир. Мир невероятной женственности, высочайшей духовности и трепетного отношения к окружающему миру.

«Символично, что венцом её творчества стала работа «Лебеди», где она наиболее полно излила всю женскую нежность и поэтичность своей души. Работа непреднамеренно наполнена символическим подтекстом, ведь лебедь издревле считается воплощением женской души (девица, царевна), символом поэта, певца. Одна из известных мифологем – умирающий лебедь, который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу, солнцу, издавая последний крик. А душа наделяется способностью странствовать в поднебесных мирах в образе лебедя, выступающего как символ возрождения, …пророческих способностей и совершенства» – это цитата из публикации Натальи Вейберт, дочери, о творчестве Надежды Никулиной.

Присоединимся к свету этих строк. А читателям сообщим, что «Лебеди» Надежды Никулиной в своих странствиях возвращаются в Карпинск, город на Севере, в котором всё началось. …Инициаторы проекта после долгих поисков нашли эту работу.

Елена ГОНЧАРОВА (Кириллова),

член Союза журналистов России,

координатор проекта.

Екатеринбург – Карпинск.