Виртуальная выставка “Музейные зеркала: о чем говорят экспонаты…”

Полумрак в зале истории Богословского горного округа, где разместился «немой свидетель», располагает к фантазии.

Посетителей, а в особенности женщин, тянет увидеть своё отражение в раритетах дорогих и изысканных, украшавших более века, исторические здания Карпинска или дома и интерьеры старинного Богословска (Карпинска).

Прекрасно сохранилось антикварное массивное трюмо коричневого цвета с черным переливом конца XIX начало XX в.в. в стиле русского модерна. Оригинальная фурнитура и зеркало с фацетом. Великолепная резьба ручной работы, которая уносит к пышности и необыкновенному пространственному размаху: закругленные линии, динамичность и четкая симметричность образов. Львы в обрамлении зеркала напоминают о повальном увлечении ориенталистикой в конце XIX века.

Необычайное разнообразие форм: огнедышащие драконы, замысловатые узоры в виде цветов, в верхней части бутон – символ появления новой жизни, растения с длинными стеблями и утонченной античной вазы на дверке тумбы несут в себе черты стиля, бытовавшего в то время. Левая декоративная ножка, единственная в своем роде, принимает удивительную форму раздвоенного копыта животного и является значимым элементом дизайна тумбы.

Трюмо выполнено из древесины высокого качества. Верхняя часть представляет из себя зеркало с резным навершием, на вертикальных стойках-балясинах расположены оригинальные резные львы, зеркальное полотно с фацетом с небольшим потемнением амальгамы. На верхней столешнице тумбы расположены один выдвижной ящик, нижняя часть тумбы представлена в виде резной открывающей двери с некогда потайным замком.

Кто придумал зеркальное трюмо? Корни истории использования трюмо уходят далеко во времена барокко. Тогда же и появилась мода на зеркала, причем дамы предпочитали двухметровые отражающие поверхности. Тумба или столик с зеркалом подходило для прихорашивания дам в уединенных будуарах в ожидании прихода гостей и женихов.

Трюмо выполняет практическую функцию, а еще показатель убранства и роскоши, ведь в описываемые времена сооружали мебель из дорогих пород дерева или делали накладки из другого материала на поверхность дешевой мебели, фанеровали готовые изделия. До ХХ века дизайн женских комнат создавали в стиле барокко и рококо. И только с течением нового стилевого направления копировались и превращались в изысканные орнаменты природные, прежде всего растительные формы, с подчеркиванием их роста, движения и формы, поэтому тумбу с зеркалами выполняли в подобном стиле. Это значит, трюмо загружали декоративными элементами весом до двух килограммов. Тумбы и комоды стоили дорого, ведь технология, по которой собирали мебель с зеркалами, трудоемкая и опасная.

Интересен тот факт, что данная тумба с зеркалом сохранила свою первоначальную отделку политурным лаком. Зачастую лаки перекрывали, желая обновить поверхность, чтобы она заблестела как новая перед сбором гостей. Тем более, что поверхностная отделка часто страдала из-за пролитой воды, вина или чая. Например, если поставить горячую кружку на поверхность с натуральным лаком, то останется кружок светлого оттенка – лак отстанет от поверхности дерева. Политурная лаковая поверхность состоит из многих слоев натурального политурного лака, тщательно отполированных вручную. Чем старее политурная лаковая поверхность, тем она крепче и устойчивее становится к внешним воздействиям, и тем интереснее там гулять свету. Так вот, наше трюмо так берегли, что его не приходилось покрывать новым лаком.

Вероятно, хозяева знали, что первая оригинальная многослойная отделка выполнена весьма качественно. Также они, по-видимому, были бережливыми людьми и не старались испортить то, что потом нужно ремонтировать. Да и старинная мебель, которая блестит как новая, уже тогда походила на «экстравагантность и крикливость», что не было модой в культурных домах. Думаю, они, несомненно, ценили непринужденное поведение и не пытались наводить специальный блеск мебели к приему гостей.

Все это хорошо ощущаешь, когда потрогаешь его поверхность, ручки ящика, откроешь резную дверцу и заглянешь во внутрь трюмо. Поглядишь на себя в старинное зеркало, которое имеет прекрасный глубокий свет и являет более 10 отражений света свечи. Зеркало сохранило весь свой серебряный слой амальгамы. И имеет прекрасный фацет полировки по всему прямоугольному периметру.

Кто смотрелся в это аристократическое зеркало XIX века? Может быть сама Софья Павловна фон Берхольц, жена А. А. Ауэрбаха, в брак с которой он вступил в 1872 году, приехав из Тамбова, куда она ездила, чтобы навестить своих родителей, сообщила мужу, что наследники тамбовского богача Башмакова, недавно умершего, желали бы видеть его управляющим Богословским горным округом, оное им и принадлежащее.

Многое, многое видело зеркало. Всё отражало. И не коверкало… Всмотритесь в зеркало и увидите события 1917 года. Совет рабочих депутатов наложил контрибуцию на турьинских купцов, в том числе только на одного Шадрина – 10 000 рублей золотом с выплатой к определенному сроку. В противном случае специально избранная комиссия «должна была приступить к изъятию всего движимого и недвижимого имущества этих купцов и передать его в собственность государства». Отказавшийся платить контрибуцию Шадрин («дескать, он власть не признает») был арестован и отправлен в Надеждинский завод.

Зеркала молчаливые свидетели всего, что происходит вокруг, они обладают феноменальной памятью и накапливают в себе информацию, храня тайны, легенды и истории. Но важнее то, кому экспонаты принадлежали…

Наше музейное старинное трюмо принадлежало одной даме чей образ сохранило только это уникальное старинное зеркало. Нам же известно только её имя и фамилия Зоя Николаевна Молодцова, и благородный поступок ее сына Юрия Александровича Молодцова, который и подарил музею это шедевр конца XIX века.

Заглянув в наш музей, вы не только сможете прикоснуться к истории, но и посмотреть в зеркало, которое отобразило те далекие события.

В экспозиции и фондах Карпинского краеведческого музея зеркала по праву занимают свое место. Они действительно имеют историческую и художественную ценность, так как были изготовлены в первой половине XX века.  Музейные зеркала, некогда принадлежавшие богословским и карпинским жителям, являлись  неотъемлемым элементом интерьера, вне зависимости от социальной его принадлежности, пережили периоды коллективизации, Великой Отечественной войны и сохранили до наших дней и подлинное зеркальное стекло и деревянное оформление рамы с несущественными повреждениями.

Каждый посетитель нашего музея может вживую наблюдать подлинный предмет декоративно-прикладного искусства начала ХХ века.

Небольшую коллекцию зеркал из наших фондов нельзя назвать суперценной. Но она интересна, передает знания об истории края и выдающихся людях, которые здесь жили. Мы постарались показать, что даже через предметы мебели можно узнать больше о прошлом.

 

Наталья Куткина

От Natalia

Официальные ресурсы
Наши партнёры