Самовар 1907 года

Самовар 1907 года
Тулово самовара цилиндрической формы с двумя горизонтальными ручками шарнирного крепления. Поддон квадратный. Ручки и верхушка крышки украшены деревянными вставками. На крышке овальное клеймо с изображением мужской и женской головы и надписями по контуру:
ПРИДЕЛКА ВЪ ТУЛЪ
. На тулове в центре надпись:
КУСТАРНО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
, под ней такое же клеймо, как на крышке, над ней — клеймо с надписью:
А. Н. ТЕПЕЛИНЪ
. По обе стороны от центрального клейма симметрично расположены гербы, медали и надпись:
ПО ОСОБОМУ ЗАКАЗУ 1907
.
Для общего развития
Самоварщик в своей работе использует аналогичный инвентарь, что и в слесарно-кузнечных мастерских — молотки, подпилки, личные пилы, сверла, зубила, клещи, тиски, наковальня, мех. горн и т.д. Рабочим местом для шишечников служили токарные станки. Наряду с вышеуказанным инвентарем наводильщики использовали и «кобылину» — металлическую болванку, отличающуюся разным размером и формой, на которой при помощи молотков выколачивали самоварные стенки. Такие операции как изготовление шейки и кувшина, а также чистка самоварной стенки проводились с использованием токарного станка.

Промысел, как правило, длился в течение всего года. В хозяйствах, где было мало работников, с наступлением полевых работ приходилось делать вынужденные перерывы в производстве. Средняя продолжительность рабочего дня составляла около 15 часов. Обычно работники находились у станка уже в 5 часов утра и освобождались только в 8 часов веера. В течение дня был предусмотрен перерыв, когда можно было отдохнуть и перекусить, который длился 3-4 часа. Редкостью были дни с меньшей продолжительностью, наоборот, когда поступал срочный заказ либо накануне сдачи выполненного изделия рабочий день длился больше обычного.

Заказчик обеспечивал кустаря необходимым сырьем: металлист получал необработанное литье, шишечник — дерево, дома все это подвергалось обработке с использованием собственных орудий, после чего готовое изделие поступало обратно вместе с металлическими обрезками и опилками заказчику, затем кустарь получал оплату за работу наличными и сырье для нового заказа. Вопрос относительно размера оплата решался заранее и он оставался на неизменном уровне в течение года. Кустарь занимался изготовлением отдельной части самовара, работа по сборке частей и завершающей отделке осуществлялась на фабрике. продажа самоваров в то время только начинала набирать обороты. Если в работе был задействован сам кустарь и все члены его семьи, его производство на дому носило название фабрики.

В Суксуне первенство по размерам и технологичности принадлежало фабрикам А. Панфилова и В. Помыткина: здесь число вольнонаемных составляло 30-40 человек. Помимо них известность получили фабрики Тепелиных, Герасимовых, Кругловых, Степановых. Кустари, работавшие на хозяев, сам владели мастерскими, которые для них были источником семейной подработки, в них они производили посуду. Если у них возникало желание приобрести самовар, то оно выражалось, как куплю самовар на дровах.

Местом работы для кустарей служили жилые избы, мало кто владел настоящими мастерскими, поскольку, чтобы сделать отдельное помещение, нужны были значительные расходы, которые большинству мастеров были не по карману.

В самоварном промысле существовала классификация кустарей на семь главных специальностей: наводилыцики или стеночники (занимались производством корпусов самоваров), кранщики, шеечники (создавали нижнюю часть корпуса), ручечники, поддонщики (изготавливали основание), шишечники (деревянные части ручек) и сборщики. Бывало, что целые деревни занимались выполнением лишь одной из перечисленных операций, сам процесс сборки осуществлялся на фабрике заказчика. Если самоварщик являлся единственным производителем, выполнявшим все работы в собственной мастерской, и готовые изделия украшал своим именем, то отдельные детали ему приходилось приобретать оптом в готовом виде либо заказывать у другого специалиста. По таким изделиям можно было легко догадаться, где купить самовар. Даже на образцах, датируемых первой половиной XIX века, на одном и том же изделии можно было обнаружить два клейма, представленные инициалами разных мастеров. Обычно их ставили на вертке крана и на крышке. Это еще раз доказывало, что над корпусом трудился один мастер, а над краном — другой.

****