годы войны
Поделиться
С 1941 по 1945 гг. – добыча угля на Богословских разрезах значительно возросла и составила 17,7 млн. тонн

Бурное развитие угольных разрезов Карпинска пришлось на годы Великой Отечественной войны, ведь страна остро нуждалась в топливе. После оккупации Донецкого угольного бассейна, на плечи карпинских угольщиков легла ответственная задача по бесперебойному обеспечению углём предприятий промышленности, энергетики, транспорта.

В первые военные месяцы шахтёры Урала, движимые горячим чувством патриотизма, сумели поднять добычу топлива и уже в апреле 1942 году выдавали на 20% угля больше, чем в довоенное время. В эти годы угольщики Богословского месторождения и Челябинского бассейна дали 75% всего угля, добытого в стране открытым способом, буквально добывая Победу из недр нашего богатейшего края.

Карпинские шахтёры, не ушедшие на фронт, делали всё, чтобы обеспечить предприятия энергетическим угольным сырьём. Это было достигнуто чёткой организацией труда и вводом в строй новых разрезов – №2, №3, №4.

С начала войны руководителем разреза был назначен Виктор Александрович Поличенко.

Среди руководства разрезов были талантливые инженеры: В.И. Дураков, А.М. Шарков, А.С. Чернегов, М.М. Соколовский, Г.В. Алешин, Д.Е. Городецкий, Ю.В. Кореньков, В.К. Попов, В.П. Гогия и др.

В 1944 г. инженерно-техническими работниками треста “Богословуголь” под руководством управляющего Александра Степановича Чернегова впервые в стране был разработан проект производства вскрышных работ по бестранспортной схеме при спаренной работе экскаваторов типа механическая лопата – драглайн. Так появилась комбинированная систем разработки, представляющая собой сочетание транспортной и бестранспортной систем. За это нововведение Чернегову была присуждена Сталинская премия.

В суровое военное время многие рабочие  по нескольку суток не уходили из разрезов. Был установлен военный режим: 12 часов работа, 12 часов отдых – без выходных и отпусков.

Чудеса героизма проявляли машинисты экскаваторов: Е.М. Мышко, Н.Ф. Агулов, М.А. Шарыпаев, И.Ф. Ваулин, И.С. Самяткин, Ш.Г. Гизатулин, И.Г. Панёв и многие другие.

Совместно с угольщиками трудились машинисты паровозов: братья Зюзины, Н.П. Уваров, В.К. Панёв, Г.Н. Краснопевцев, М. Габдрашитов и др.

Ударно работали на Победу и комсомольско-молодёжные экскаваторные бригады Германа Галяутдинова, Якова Кондратьева и Степана Фридриха, выполнявшие за смену до 2 норм.

Самоотверженно на карпинских разрезах трудились женщины, пришедшие на смену ушедшим на фронт мужьям, отцам, братьям. Ни в одной стране мира, кроме нашей, не было женщин – экскаваторщиков и машинистов паровозов.

“Уголь – это хлеб промышленности!” – под таким лозунгом богословские шахтёры работали всю Великую Отечественную войну.

К концу войны добыча угля на разрезах треста “Богословскуголь” значительно возросла по сравнению с довоенной более, чем в четыре раза. Только за период с 1941 по 1945 гг. было добыто в два раза больше угля, чем за предшествующие 30 лет.

Официальные ресурсы
Наши партнёры