весна 1948 года
Поделиться
1948 год – первый шагающий экскаватор, выпущенный Карпинским машиностроительным заводом, начал работу  на угольных разрезах

История предприятия “Вахрушевуголь” тесно связана с историей ещё одного старейшего предприятия города – Карпинского машиностроительного завода.

В начале ВОВ 1941-1945 гг. приказом Народного Комиссариата угольной промышленности СССР в Карпинск из города Сталино (ныне Донецк) было решено эвакуировать Сталинский государственный машиностроительный завод имени 15-летия ЛКСМ Украины (1889 года постройки). Этот завод находился в системе Главуглемаша и выпускал разнообразное горно-шахтное оборудование: скреперные и проходческие лебёдки, транспортёры, редуктора, эстакады, бункера, дробилки, нефтеаппаратуру и т.д. Значимость выпускаемой продукции, наличие богатого станочного парка и  мощного уникального оборудования, размеры предприятия (12 крупных цехов общей площадью 20 000 кв.м) ставили завод в один ряд с ведущими предприятиями горного машиностроения. Начавшаяся война нарушила трудовой ритм Сталинского завода.

С целью быстрейшего пуска завода был составлен проект размещения части оборудования на территории гаража треста “Богословскуголь” (бывшее железнодорожное депо при медеплавильном заводе) с достройкой новых корпусов на площади Центральных ремонтно-механических мастерских. В старом неприспособленном здании гаража площадью 1100 кв. м была срочно проделана подготовительная работа: установлена насосная, проведено отопление, вдоль здания проложена узкоколейная линия для облегчения транспортных операций, построено несколько пристроек лёгкого типа, оборудованы складские помещения. В ноябре и декабре из города Сталино прибыли три эшелона оборудования и личного состава эвакуированного предприятия.

С первых же дней вновь организованный завод начал осваивать военную продукцию – реактивные снаряды для “Катюш”. Рабочие завода активно участвовали в оказании помощи фронтовикам, в сборах средств на строительство танковой колонны “Карпинский комсомолец”. Помимо военной продукции машиностроители выпускали запчасти к горно-шахтному оборудованию, транспортёры РТ-20 и поршневые пальцы к ЗИС-5, осуществляли ремонт  и монтаж оборудования угольных разрезов. За самоотверженный и героический труд в годы войны 70 лучших стахановцев машиностроительного завода были награждены грамотами Народного Комиссариата угольной промышленности.

Небольшой документ с большой историей – Карпинский краеведческий музей (karpinskmuseum.ru)

Принадлежность завода к Народному Комиссариату угольной промышленности и развитие добычи угля в Карпинске определили специализацию: машиностроительное предприятие, ориентированное на создание машин и механизмов для горнодобывающей отрасли.

Самым интересным и значительным событием в жизни Карпинского машиностроительного завода в конце 1940-х годов было проектирование и изготовление первого отечественного шагающего экскаватора ЭШ-1 КМЗ, предназначенного для перевалки вскрышных пород большой ёмкости при добыче угля открытым способом. Инженеры и рабочие на своём маленьком и недостаточно оборудованном заводе дерзнули изготовить гигантскую машину, за которую не брались в то время даже крупные заводы.

Первые сложности должны были решить конструкторы завода: им нужно было создать такую машину, которую можно было изготовить в условиях завода – несложную в устройстве, в работе и в управлении, отличающуюся высокой производительностью и маневренностью. С мая 1947 г. КМЗ перешёл в ведение “Главвостокуглемаша”. Изготовление экскаватора зависело не только от завода, но и от кооперации с другими заводами, которые должны были поставлять крупные поковки, литьё и целые узлы. Одновременно шла подготовка необходимых кадров. Завод переживал горячие дни перестройки, вдохновлённый ответственным и сложным заданием.

С первых же дней возникла проблема с крупным стальным литьём для экскаватора: завод не имел литейного цеха, а самые сложные детали по проекту должны быть литыми. Из потупивших с Киселёвского завода деталей только одна оказалась годной. Пришлось срочно менять конструкцию центральной цапфы, эксцентриков, эксцентриковой рамы шагающего механизма и крестовины, переводя их на сварную конструкцию, что немного ускорило их изготовление. Запроектированные цилиндрические и конические редукторы, которые не поступили из Копейска, были заменены одним трёхступенчатым редуктором со сварным корпусом. Было изготовлено и внедрено приспособление для гнутья яблок эксцентриковой рамы, составлена технология и внедрено приспособление для отжима труб стрелы экскаватора на эксцентриковом прессе.

Поворотная платформа изготавливалась из балки №55, которую нужно было гнуть в кольцо. Даже такие заводы, как “Уралмаш” и “Уралхиммаш”, не рискнули взять на себя выполнение столь сложного заказа, а на маленьком Карпинском машиностроительном заводе сделали! Главный технолог завода М.П. Лесик разработал чертежи и внедрил в производство специальный гидравлический пресс для сгибания 2-тавровых балок №55.

В апреле 1948 г. шла сборка последних узлов экскаватора. Корпус машины с мощными моторами и электрооборудованием был установлен на поворотном круге, одновременно служащим основанием всего агрегата. Слева и справа от поворотного круга установили гигантские лыжи, на которые экскаватор опирается при движении. Монтажными работами на сборочной площадке руководили инициаторы и организаторы выпуска первенца – гиганта: директор завода Ф.М. Верич, главный инженер И.И. Сталоверов, главный конструктор Рац, главный технолог М.П. Лесик и начальник сборочного цеха Воробьёв, начальник сборки Яник. Непосредственными исполнителями монтажа были слесари-сборщики: Мосовин, Панченко, Муратов, Подопригора, Матяшов и др., сварщики Бряндин и Ульрих.

В последние дни перед пуском любимого детища рабочие и мастер завода делали всё необходимое, чтобы приблизить долгожданный день. Когда 25 апреля, в выходной день, выяснилось, что нет жымков, чтобы зажать оси в стреле, рабочие завода Уваров, Попов, Мелехин, Рыжков остались после смены и сделали нужные детали. Затем стало ясно что командо-аппараты для осуществления пуска машины в данных условиях совершенно непригодны. В течение пяти дней были не только изготовлены чертежи, но и необходимые аппараты. Многое было впервые и требовало предельного напряжения творческой технической мысли. так, чтобы поднять базу экскаватора весом в 29 тонн, требовался мощный кран, которого не было. Пришлось устроить лебёдки, приспособить домкраты – и 7-тонный кран поднял вес, в четыре раза превышающий его технические возможности.

Первый отечественный шагающий экскаватор был выпущен КМЗ к 1 мая 1948 года.

Промышленное испытание на разрезах треста “Вахрушевуголь” показало его совершенство, надёжность в эксплуатации и более высокую производительность по сравнению с существовавшими тогда другими экскаваторами. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. экскаватор-драгляйн ЭШ-1 являлся одной из самых распространённых в Советском Союзе вскрышных и перевальных машин. В нём воплотился творческий потенциал, любовь к делу, самоотверженный труд многих машзаводцев.

Фотовыставка. Завод в кадре. – Карпинский краеведческий музей (karpinskmuseum.ru)

по материалам книги “Путь через века”, 2002 г.

Официальные ресурсы
Наши партнёры