Выставка “Окна в небесный мир”

Выставка “Окна в небесный мир”

Редчайшей ценностью христиан во все времена были изображения святых образов, увековеченные на стенах храмов, церквей и холстах. Это картины ликов Святой Троицы, апостолов, святых и Божьих людей. Такие изображения были названы иконами. Они занимают особое место в православном христианстве. Неудивительно, что их называют «окнами в небесный мир». Их появление описывается в преданиях и исторических артефактах как мистическое и удивительное.

Всего существует три версии возникновения божественных изображений:

-По одной версии, первой иконой стало изображение Иисуса Христа, отпечатавшееся на платке. В древних летописях сказано, что Вероника протянула платок Иисусу в тот момент, когда он нес свой крест. Божий сын взял платок, утер пот и кровь с лица, и на куске ткани появился его лик.

-По другой версии, первая икона хранилась у эдесского правителя Авгаря. В древнем писании говорится, что Изображение Иисуса Христа появилось на ткани после того, как он вытер им лицо.

-Третья же версия связана с евангелистом Лукой, известным своими врачебными и художественными способностями. Полагается, что первые иконы, относящиеся к 6 веку нашей эры, написал именно он. Краски для этих икон были изготовлены из воска, красящего пигмента и смолы. Изображения благодаря таким краскам получились яркими и насыщенными.

Сотрудники краеведческого музея подготовили для вас небольшую виртуальную выставку икон из собрания музейных фондов.

Складень фрагмент (четырехстворчатый) “Двунадесятые праздники” (левый фрагмент)

(период создания ХVIII-ХIХ вв.)

В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой общины Выговской литейной мастерской проявились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна в другую, что позволило увеличить их количество до четырех.

Воинам и странникам приходилось молиться в пути, а беженцы и узники вовсе не имели возможности попасть в храм. Поэтому, помимо переносных миниатюрных образков, существовали дорожные и карманные иконостасы. Складни — это старообрядческие переносные иконы. Створки складных иконостасов закрывались, и изделие становилось компактным.

Согласно старообрядческой традиции, когда сыновья покидали отцовский дом и уезжали в собственные, иконостас разбирали на створки и отдавали в новую семью как оберег. Поэтому со всеми четырьмя створками сохранилось лишь немного иконостасов, чаще встречаются отдельные створки праздничного складня.

Прямоугольные створки с широкими краями отливали из медного сплава и покрывали эмалью. На них в каноничном порядке наносили изображение 15 иконографических композиций из Евангелия.

  Клейма складня (слева направо и сверху вниз по каждой створе):
Первая створа:
1. Распятие Христово (в кокошнике)
2. Благовещение
3. Рождество Христово
4. Рождество Богородицы
5. Введение Богородицы во храм

Складень фрагмент (четырехстворчатый) “Двунадесятые праздники” (правый фрагмент)

 (период создания ХVIII-ХIХ вв.)

Клейма складня (слева направо и сверху вниз по каждой створе):
Четвёртая створа:
16. Похвала Богородицы (в кокошнике)
17. Поклонение иконе Тихвинской (?) Богоматери
18. Поклонение иконе Владимирской (?) Богоматери
19. Поклонение иконе Смоленской (?) Богоматери
20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»

Складень трёхстворчатый “Георгий Победоносец”

(период создания ХIХ век)

Средняя часть складня прямоугольной формы с навершием “Спас Нерукотворный с Троицей Ветхозаветной, по бокам – херувимы”, в центре изображен Георгий Победоносец на коне с копьем в правой руке, под копытами коня – змея, вокруг стилизованной сцены растительный орнамент. Створки (утеряны)  крепятся к среднику короткими штырями, вставленными в отверстия в круглых горизонтальных ушках на верхнем и нижнем торцах средника.

Икона «Не Рыдай Мене, Мати»

Богородица Оплакивающая Христа

(период создания ХIХ век)

Икона “Не рыдай мене мати”. Богоматерь поддерживает сзади двумя руками тело Христа, до половины скрытое в гробе. Руки Христа сложены на поясе, голова чуть склонена к правому плечу, тело обнажено, на бедрах – повязка. Фоном для фигур служит крест с надписью: “IC XC”. На свету надписи: “СНЪ БЖIИ МР ФY” выпуклыми буквами и резаная надпись: “НЕ РЫДАИ МЕНЕ МТИ ВЗИРАЩ ВО ГРБЕ”. Поля широкие, на них рельефный орнамент из вьющихся стеблей, ягод, цветов, листьев.

Икона. Богоматерь “Всех скорбящих радость” (с грошиками)

В центре фронтально в рост изображена Богоматерь в красной тунике, светлом мафории, простирающая руки над молящейся толпой. Вверху поясное изображение благословляющего Спаса. Фон темно – зеленый. По всему изображению “рассыпались” 11 медных грошиков.

Из истории:

В 1888 году в часовне произошел пожар. Икона «Всех скорбящих Радосте» упала прямо в ящик с пожертвованиями. Непонятным образом к ней прилипли двенадцать монет и навсегда впечатались в изображение. Удивительно, что ни одна монета не закрыла лик Пречистой, а сама икона обновилась после пожара.

Икона «Огненное восхождение Святого Пророка Ильи на небо со сценами жития»

Центром композиции является крупная фигура пророка, удалившегося в пустыню на время засухи, которую он за идолопоклонство наслал на царство Ахава. Пророка питает ворон, несущий ему хлеб (прообраз просфоры). В рассказе Библии о вороне, носившем пророку пищу, усматривали особый чудесный смысл: по средневековым представлениям, вороны не кормят даже собственных птенцов, которые выживают благодаря Божьей помощи. Слева вверху изображен Илия, приносящий жертву Единому Богу, – в богослужебных текстах пророка Илию именуют «истинным иереем», провозвестником новозаветного священства. В левом нижнем углу иконы представлен еще один эпизод из жития пророка – явление ему в пустыне ангела с лепешкой и кувшином воды. Напротив изображено, как ударом плаща-милоти Илия разделяет надвое воды Иордана, чтобы перейти через него со своим учеником Елисеем. Огненное восхождение Илии представлено в правом верхнем углу иконы – пророк возносится на небо на огненной колеснице, оставляя свою милоть ученику как знак пророческого служения.

Из истории:

Святой пророк Илия – вестник божественного откровения. С малых лет он посвятил себя служению Богу. Призванный к пророческому служению, он стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия, созидателем праведности и стражем народной нравственности. В народе пророк Илия олицетворяется как небесный покровитель и защитник земледелия, ведающий силами природы – дождями, грозами, от которых зависит урожай. Ему молятся также о помощи во время гололеда, в тяжелых духовных и материальных обстоятельствах. Память пророка Илии совершается Православной Церковью 20 июля/2 августа, это знаменитый в народной традиции Ильин день.

Минейная Икона

Во второй половине ХI века появляется новый тип икон – Минологий (минейные или месячные иконы). Поверхность таких икон разделялась на множество  горизонтальных регистров, в которых  располагались небольшие  изображения Праздников и святых, они следовали друг за другом в соответствии с церковным календарем. На одной иконной доске могли писаться Минологии, включающие один месяц, три месяца и даже полгода. Годовые Минейные иконы состояли из двух складывающихся створок и назывались диптихами.

Икона Божией матери “Неопалимая Купина”

Икона “Несгоревший терновый куст” (Неопалимая Купина) является «языческим» представлением о том, что нарисованная икона божественных фигур имеет силу защищать от огня. В старой России, если бы дом или здание загорелось, люди стояли бы с этой иконой лицом к огню, веря, что он погаснет.

Икону вешали для защиты жилищ от огня. Учитывая, что деревянные строения и дома были очень распространены, а пожар представлял постоянную угрозу, неудивительно, что эта икона — «страховка от пожара» — была настолько популярна, особенно среди старообрядцев.

Сюжет иконы — это смесь событий Ветхого Завета, таких как Книга Еноха и Книга Юбилеев, особенно те части, которые относятся к ангелам, окружающим центральную фигуру Марии, держащей ребенка Христа.

Икона Симеона Верхотурского

Самым почитаемым святым на Урале и в Сибири считается Симеон Верхотурский. Именно его считают покровителем и защитником этих земель. Ему возносят молитвы во время слабости, душевного беспокойства и болезнях.

Икона изображает праведника в одежде синего цвета. В руках у него молитвенный свиток, фоном является его любимый край с прекрасной природой. Позади виднеется маленькая церквушка, напоминающая о небывалой скромности святого. Слева виден образ Христа, благословляющего праведника на духовные проповеди.

Из истории:

В 1692 году гроб Симеона поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки. Местные жители расценили это как признак святости умершего, но его имя вспомнить не смогли. После этого появились сообщения о чудесных исцелениях, связанных с Симеоном (в основном исцеление кожных заболеваний с помощью земли из могилы святого).

В 1693 году в Меркушино сибирским архиереем был направлен клирик Матфей для изучения сообщений о чудесах. Он сделал сообщение митрополиту и дал указание построить над могилой небольшой голбец.

18 декабря 1694 года по указанию митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия игуменом Долматовского монастыря Исааком с прочими клириками было совершено освидетельствование мощей и опрос о имевших место исцелениях. На следующий день в Меркушино прибыл сам митрополит, но, выслушав донесение Исаака, что «в гробе нашли совершенно целое тело, исключая истлевших пальцев у одной руки и платья, и что при свидетельствовании они ощутили от тела благовонный запах», отнёсся к данному факту скептически. Житие сообщает, что после этого у митрополита заболел глаз и он, решив, что это кара за его сомнение, сам освидетельствовал мощи. В гробе, поднятом из могилы, были найдены костные останки, плотно покрытые плотью, и истлевшая одежда. Игнатий объявил их нетленными, а затем, по сообщению жития, во сне получил откровение об имени святого и повелел именовать его новоявленным угодником Божиим праведным Симеоном.

Икона Николая Чудотворца

Святитель Николай Мерликийский почитается всеми христианскими конфессиями. В народе его называют Николай чудотворец и Никола Угодник. Именно он за свои деяния стал прообразом сказочного Санта-Клауса, а икона Святого Николая Угодника есть в каждом православном храме. На Руси он стал самым народным и самым почитаемы м святым, икона святителя Николая Чудотворца занимает второе место в храмах по количеству после икон Богоматери.

Согласно византийскому преданию, самая старинная икона Николая Чудотворца была создана по описанию людей, видевших святителя своими глазами, поэтому портретный образ этого святого в иконах всегда примерно одинаковый: это седовласый и седобородый старец с высоким лбом и мудрыми глазами, на лике которого лежит отпечаток духовной святости и твёрдости в вере.

Существующий канон написания иконы Николая Чудотворца сохраняет эту традицию – от его лика действительно исходит аура святости и благодати. Один лишь взгляд на святителя при его жизни или на икону св. Николая Чудотворца вносил и вносит в душу умиротворение и уверенность в его заступничестве за каждого искренне молящегося.

Чаще всего изображение Николая Чудотворца на иконах поясное или в полный рост; он всегда в епископском облачении, на некоторых иконах в епископской митре, но неизменно со Священным Писанием в левой руке и поднятой в благословении правой рукой.

Икона святого великомученика целителя Пантелеймона

Икона великомученика Пантелеймона целителя – одна из самых почитаемых святынь не только в России, а и во многих других странах. К его имени обращаются, совершая таинство Соборования и во время освящения воды. Христиане возносят лику целителя молитвы о здравии от самых трудноизлечимых и страшных недугов, об исцелении не только тела, а и души.

На чудотворном образе мы видим великомученика с ларцом и маленькой ложечкой в руках. Перед нами предстаёт целитель, совсем молодой, со светлым взглядом, полным любви и сострадания ко всем людям. При жизни он был врачом и сотворил много чудес, излечивая болезни человеческие с Божией помощью и верою в сердце.

Так и провел житие свое Пантелеймон во славу Божию, лечил, помогал страждущим и обездоленным. Уже тогда юноше удалось благодаря вере своей исцелить слепого и воскресить мертвого ребенка. Конечно же, этот дар не мог остаться незамеченным, особенно в глазах язычников. Приказом императора Максимилиана святой был схвачен и подвержен мучительным пыткам за исповедание своей христианской веры. Многие люди, да и сами палачи, видя его преданность Господу и сильную веру Ему, уверовали сами. А царь, придя в неистовую ярость, приказал отсечь мученику голову, а его тело сжечь. Брошенное в костер тело святого осталось не поврежденным, и его с почестями похоронили христиане. Казнили Пантелеймона в 305 году, а мощи его разошлись по всему православному миру.

Икона “Богородица Агиосорити́сса”

Агиосоритисса – один из типов изображения Богородицы без Богомладенца, обычно в повороте три четверти с молитвенным жестом рук.

Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением (греч. деисис) за род человеческий, отсюда ещё одно именование — Заступница. Изображения Божией Матери из деисуса исследователи также относят к типу Агиосоритисса. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис (Просительница), чаще всего (особенно в искусствоведении) этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну.

Один из видов икон, представляющих Богородицу Параклесис (Агиосоритиссу), в русской иконописи получил название Боголюбская (по имени князя Андрея Боголюбского), которому, по легенде, явилась Богоматерь со свитком в правой руке и с левой рукой, простёртой на молитву к Христу. Подлинная икона, находящаяся во Владимире, считается чудотворной.

На Западе несколько особо чтимых икон такого типа находятся в Риме, попав в Вечный город с Востока разными путями в разное время (Богородица Эдесская, Божия Матерь, Санлукская, Богоматерь Сан Систо и др.). Все они имеют византийское происхождение и почитаются в течение многих веков как чудотворные, привлекая массу православных и католических паломников из разных стран. Подобный тип изображений был в Риме довольно популярен, невзирая на его восточно-христианские корни — с этих почитаемых икон было сделано довольно много списков, которые впоследствии украсили собой главные алтари католических и православных церквей по всей Италии и также прославились своими чудотворениями.