Алексей Александрович за работой в редакции газеты "Карпинский рабочий", 1997 г.
Поделиться
Александров Алексей Александрович
(30.03.1924 – 31.08.2008 гг.)

к 100-летию со дня рождения

родители

Алексей Александрович родился по святцам в день “Алексея Божьего человека” 30 марта. Происходил он из рабочей семьи и всегда этим гордился, подчёркивая своё происхождение. Его отец Александр Семёнович работал машинистом паровоза на Богословско-Сосьвинской железной дороге. Был специалистом вождения тогдашних “кукушек” и нередко поощрялся руководством. В 1932 году он скончался от чахотки.

Из воспоминаний Алексея Александровича об отце:

“Ещё было у него одно увлечение: обладая замечательным густым басом, выступал в самодеятельных спектаклях на сцене клуба и… в хоре певчих в церкви, за что в одно время жесточайше преследовался властями, даже лишался права голоса, и был реабилитирован непосредственно по письму из Москвы за подписью М.И.Калинина”.

Мать А.А.Александрова – Александра Александровна – была домохозяйкой и умерла в весьма преклонном возрасте в 1962 году.

Из воспоминаний о детстве:

“Детство моё не отличалось ничем от детства десятков и сотен сверстников. В малообеспеченной семье, без отца, не пристрастился к улице, с малых лет ел трудовой хлеб – помогал матери по хозяйству, пас коз – своих и соседских, заготавливал на зиму дрова. Закончил восемь классов неполной средней школы в Карпинске. Хотелось учиться ещё, но бедственное материальное положение погнало на работу. Куда? Конечно же туда, где знали отца – в Богословские транспортно-ремонтные мастерские. Учился на слесаря. Здесь и застала война”.

на фронте

Из воспоминаний:

«В конце смены 15 августа 1942 года мастер сказал мне: «Беги в военно-учетный стол, там, кажется, повестка для тебя есть, на войну призывают». Может кто и не поверит сегодня, но я был рад этому. Трех часов на сборы хватило вполне. В обнимку с мамой (отца в то время уже не было в живых, а брат был уже в армии) пошли на вокзал и расстались под прощальный гудок паровоза, увозившего меня в неизведанную страшную даль».

На фронте Алексей Александрович служил в составе девятой пластунской стрелковой Краснодарской Краснознамённой, ордена Красной Звезды дивизии, в звании старшего сержанта, был заместителем командира взвода разведки.

“Боевое крещение под Воронежем, непосредственное участие в битвах на Курской дуге, форсирование под огнём противника Днепра, Вислы, Одера и десятка более мелких водных рубежей, освобождение Киева, Львова, Кракова, сотен и тысяч других городов, сёл и деревень России, Украины , Белоруссии, Польши, Чехословакии – вот таким длинным путём шёл к Великой Победе”.

послевоенная жизнь

“Вернулся с фронта старшим сержантом, без специального образования, с небольшим опытом слесарного дела, что приобрёл до войны. На рудоремонтном заводе встретили радушно, как заслуженного воина. Участвовал в монтаже первых экскаваторов СЭ-3 Уралмашзавода и ЭШ-1 Карпинского машиностроительного завода. Всё вроде бы шло, как надо, и всё-таки постоянно чувствовал неудовлетворённость. Хотелось чего-то более интересного, полезного и себе и людям”.

Ещё в армии, уже после окончания войны, находясь в Восточной Пруссии, он начал писать пробные наброски документальной повести о разведчиках, но закончить работу не успел. Закончил повесть уже после возвращения домой и отнёс в редакцию газеты “Карпинский рабочий”. Там его труд оценили очень высоко и предложили работу в штате редакции. Так неожиданно произошла смена трудовой деятельности. Но через год жизнь вновь внесла свои коррективы. По стечению обстоятельств, Алексей Александрович, был вынужден уйти на производство, на шесть лет став главным механиком бывшей конторы подсобных предприятий треста “Вахрушевуголь”. После ликвидации конторы, он вновь вернулся в редакцию, где работал литературным сотрудником, ответственным секретарём. А в 1960 году он был принят в Союз журналистов СССР.

“Годы работы в геологоразведке, мехлесхозе, на стройках, в управлении горкомхоза обогатили меня опытом, сблизили с людьми, научили жить по-человечески. Возвратившись в газету уже в пенсионном возрасте, почувствовал уверенность в себе, журналистскую силу и сноровку. Заслуженно много раз награждался Почётными грамотами Союза журналистов, обкома партии, ЦК ДОСААФ”.

В течение всей своей жизни Алексей Александрович вёл активную общественную деятельность, долгие годы являлся секретарём городского Совета ветеранов войны и труда.

После выхода на заслуженный отдых, заслуженный журналист продолжил свою деятельность, сменив рабочий кабинет на домашний. Он активно сотрудничал с издательствами многих газет: “Уральский рабочий”, “Гражданская позиция северян”, “Ветеран”, “Глобус”, “Карпинский рабочий”, “Вечерний Карпинск”.

участие в жизни казачества

“Надо признаться, казак я не полнокровный. Предки мои числились в сотнях и эскадронах Кубанского казачьего войска, пока после революции казачество не ликвидировали повсеместно. Я же казачью форму надел лишь в октябре 1944 года, когда наши войска уже переступили Государственную границу и начали свою освободительную миссию за рубежом”.

А после выхода на пенсию произошло возвращение к корням.

“Казачество разыскало меня, после долгого перерыва вновь надел казачью форму, произвели в старшие урядники, затем дослужился до войскового старшины…”

награды
  • Орден Красной Звезды
  • два Ордена Отечественной войны
  • три медали “За Отвагу”
  • медаль “За боевые заслуги”
  • медаль “Защитник Отечества” I степени
  • Знак “Шахтёрская слава” III степени
  • Почётный знак “Советского комитета ветеранов войны”

Из воспоминаний ветерана:

“Первую свою награду – медаль «За боевые заслуги» – получил в середине лета сорок третьего года, на Курской дуге… Буквально через три месяца за выполнение особого задания командования рядом с первой наградой повесили вторую – медаль «За отвагу». В сорок четвёртом году мне была вручена еще одна «Отвага». А в сорок пятом, когда из всего взвода осталось только двое и нам трое суток пришлось обеспечивать бесперебойную радио- и телефонную связь и разведку, удостоили ордена Красной Звезды. А перед самым концом войны ещё одну «За отвагу» вручили, и я стал трижды отважный”.

 Воспоминания коллег-журналистов об Александрове А.А.:

“Он был для нас примером во всём – в отношении к жизни, к людям, к ценностям бытия. Прошагав фронтовыми дорогами тысячи километров, Алексей Александрович сполна познал бездну человеческого горя, высоты мужества и бесстрашия. В силу своей скромности он редко касался военной биографии… На его рабочем столе всегда стояла пишущая машинка – неизменный спутник его творческого вдохновения, а на книжной полке бережно хранились членские билеты Союза журналистов СССР и Союза журналистов России, которыми он очень дорожил. Своим ответственным отношением к работе, к людям, о которых и для которых он писал, каждым своим материалом Алексей Александрович подтверждал высокое звание члена Союза журналистов”.

В нашем краеведческом музее хранится форма этого замечательного человека

и две книги, написанные им: “В памяти моей навечно”, 1995 г., “В одном строю с кубанскими казаками”, 2008 г.

книга “В памяти моей навечно”, 1995 г.

От

Официальные ресурсы
Наши партнёры