Обменная выставка “Манси – маленький народ”

В сентябре 2022 года в Свердловской области, был объявлен конкурсный отбор муниципальных образований Свердловской области на проведение обменных выставок. Карпинский краеведческий музей и Ивдельский историко-этнографический музей имени Уварова стали Победителя конкурсного отбора с выставками:
«Офорт судьбы» – Карпинск
«Манси маленький народ»– Ивдель.
30 октября 2023 года – в день памяти жертв политических репрессий – выставка, посвященная художнику Льву Павловичу Вейберту была торжественна открыта в Ивдельском музее.
4 ноября в День народного единства, выставка «Манси маленький народ» начала свою работу и будет открыта для посетителей музея до 13 декабря.

Жизнь северных народов никогда нельзя было назвать лёгкой – ни сегодня, ни много веков тому назад. Тем не менее, оленеводы и охотники дальних уголков России смогли сохранить свою уникальную культуру.
Сегодня традиции манси, народа Югры, вызывают всё больший интерес не только у исследователей, но и путешественников. Особенности их обычаев состоят в том, что за время существования племён они претерпели лишь незначительные изменения.
Узнавая о современной культуре манси, мы будто совершает путешествие на несколько столетий в прошлое. Это нередко помогает нам лучше понять мировоззрение предков и то, что они передали нам.
В понимании древних манси мир делился на три основных части: землю, небо и воду. В каждой из этих стихий был свой верховный бог.
В небесах правил Нум-Торум, что являлся верховным божеством и хранителем справедливости и законов мироздания. Подземные сферы и загадочные тайны глубин охранял могущественный дух Куль-Отыр.
Стаями рыб и волнами в морях и реках управлял Полум-Торум, который также являлся властителем птиц.
А вот щедрые дары земли, плодовитость оленей и благополучная жизнь людей были во власти богини Калтащ-эква.
Эпитетом (Калтащ)-эквы является Сорни-эква («Золотая баба»), это было воспринято европейцами буквально, и они полагали, что существует изображение её из золота.
В 19 веке территорию современного ивдельского городского округа посетили трое венгерских ученых Антал Регули, Карой Папай и Бернат Мункачи.
Они собирали лингвистический и этнографический материал манси. Они же установили, что венгерский и мансийский язык – ближайшие родственники.
Предки венгров в какой-то момент покинули Урал, потеряли сходство с манси, но сохранили язык.
Об этом подробно рассказывается на планшетах.
Данную выставку в Ивделе открывала  Эстер Рутткаи-Миклиан –  директор Музея и дома народного творчества им. Антала Регули г. Зирц Венгрия.
Записанные Регули сказы и песни раскрывают духовный мир северных народов. Регули сделал лингвистические и фольклорные записи, а также создал этнографическую карту, на которой обозначил несколько сотен населенных пунктов, гор и рек.
Ценность карты Регули еще и в том, что на ней указаны мансийские названия, она интересна любителям топонимики.
Впервые на карте были нанесены этнические границы расселения коренных жителей Урала – вогулов, остяков, самоедов и зырян. Были отмечены и все основные, исторически сложившиеся перевальные пути через Уральские горы. Это была первая подробная карта Северного Урала, изданная в 1846 году в Санкт-Петербурге.
В честь Антала Регули на Приполярном Урале названа одна из гор Исследовательского хребта высотой 1711 метров.

На выставке представлена посуда манси:
Деревянные черпаки – тай
Черпак с отверстием – асыу тай
Деревянное блюдо – ента аны
Деревянный ковш – йив умпи
Берестяное корытце для продуктов – сан
Предметы собирательство и охоты: Макеты мансийских охотничьих ловушек

Мансийская женщина Варвара. Голова и руки сделаны из дерева.  Женщина с характером. В особенности руки. На руках одеты браслеты из бисера.
Мансийское платье сшито из оранжевого ситца с мелким цветочным рисунком.
С конца XVIII в., как отмечают многие авторы воспоминаний о встречах с уральскими манси, женщины носили длинные рубахи из хлопчатобумажных тканей.
Их шили со сборками у ворота, манжетами на рукавах, по подолу пришивали яркую ленту.
Позднее стали носить платье – «суп», схожее по покрою с русским.
Распространенным головным убором был платок, который украшался пришитой бахромой из ниток.
В начале XX в. распространились покупные платки и шали. Исследователи предполагают, что когда-то у мансийских женщин существовал обычай закрывать лицо.
На это, в частности, указывают такие примеры: во время свадьбы женщина закрывала лицо от родственников мужа, во время так называемого медвежьего праздника – от изображений духов.
Женщины манси не носили меховых шапок, поскольку мех был предметом приношения богам и духам.

На выставке представлен Деревянный Божок – менкв. Найден в ивдельских торфяниках. Сделан из лиственницы. Точный возраст неизвестен, но поскольку лиственница долговечна, а торф препятствует разложению её, менкв может быть очень старым.
Что касается самого названия, то слово менкв считается заимствованным из иранских языков в период с III века до н. э. по VII  век н.э
Менквы – это первые люди, неудачно созданные Нуми-Торумом из лиственницы и убежавшие в лес, где, как считается, они живут до сих пор.
По представлениям сосьвинских манси, у менквов существуют своего рода общины со старшиной и десятником, они платят налоги богу Мир-суснэ-хуму (младший сын верховного бога Нуми-Торума и самый почитаемый мансийский бог).
Менквы – большие и сильные, но глупые и неумелые, это тип «глупых чертей» и сметливый манси может обмануть их и даже заставить действовать в своих интересах.
По другим версиям, менквы – это погибшие в лесу люди. У манси менквы тесно связаны с медведем.
Менквы принимают участие в медвежьем празднике мансийской фратрии Пор, тотемом которой является медведь.
Зачастую менквы фигурировали в качестве “охранников” святилищ, нередко вблизи культовых мест устраивались целые “заставы” лесных великанов.
Обычно это была группа из семи остроголовых деревянных изваяний. Остроголовость фигур означала, что на головах у менквов надеты шлемы. Считалось, что со временем сила менквов иссякает, поэтому их изваяния заменяли на новые через каждые семь лет.

Шаманские принадлежности:
стул шамана на оленьих рогах (принадлежал последнему ивдельскому шаману Тимофею Пеликову).
шлем шамана с изображением «Хант на лошади», обозначает наиболее почитаемого мансийского бога Мир Суснэ Хума, разъезжающего на крылатой лошади.
пояс шамана с изображением медведя.
Священные покрывала с изображением вездесущего всадника являлись непременной принадлежностью каждого домашнего святилища, каждого дома. Называли эти покрывала ялпынг-улама (ялпынг – “святой”, улам – одежда).

Мансийские божки «оленьи рога»

Среди множества почитаемых предметов-оберегов особые охранительные свойства манси приписывали рогам животных, а оленьи рога назывались «золотыми» еще с глубокой древности.
Олень выступал в роли сильного магического заступника,
Олень – один из наиболее распространенных духов-покровителей и помощников мансийских шаманов. Начинающий шаман представлял себя оленем, подражал его повадкам, начинал фыркать по-оленьи, и этот процесс «вхождения духа в шамана» длился долго, порою два-три года.
Символ оленя ассоциируется с Солнцем, восходом, светом, чистотой, обновлением, возрождением, созиданием и духовностью.
Из-за сходства оленьих рогов с ветвями образ оленя связан с Древом Жизни. А олень-самец – символ изобилия
Северным манси известны кровавые и бескровные жертвоприношения. Кровавая жертва — йир.
Считается, что она позволяет установить непосредственную связь с божеством или духом. Для жертвоприношений у манси использовались следующие домашние животные: лошадь, петух (курица), овца, корова (бычок), олень. Каждый человек должен был в течение жизни принести по семь голов скота в жертву одному из главных божеств.
Главным жертвенным животным была лошадь. Ее приносили верховному божеству Нуми-Торуму, который согласно мировоззрению манси управляет людьми и определяет срок жизни каждого человека и людей в целом, а также его младшему сыну Мир-сусне-хуму.
Последний особо почитался манси, поскольку считался главным покровителем людей, посредником между ними и Нуми-Торумом.
Одно из имен Мир-сусне-хума — «За миром наблюдающий человек». Его представляют в виде всадника на белом коне, обитающего на уровне облаков, и в то же время — живущего на земле. При камлании шаманы в первую очередь обращались к Мир-сусне-хуму. Перед домом выставляли специальные серебряные тарелочки — под копыта коня, когда всадник приземлялся.
Нуми-Торуму и Мир-сусне-хуму «шла» белая лошадь. Выбирали в основном жеребенка. Взрослую лошадь старались не забивать. Как объясняли информанты, она уже была в работе, ее мясо имело запах пота и мало годилось в пищу.

Северный Урал – уникальное место. Его как будто отрезало от цивилизации. Чтобы добраться до самой крайней точки нужно идти по непроходимым лесам, бездорожью и болотам. В этих же краях живет коренной народ манси… Живет так, словно время для них замерло.

От

Официальные ресурсы
Наши партнёры