Культурно – образовательная акция «НОЧЬ ИСКУССТВ – 2015»

   7 ноября в рамках Всероссийской культурно – образовательной акции «Ночь искусств – 2015» в Карпинском краеведческом музее открылась необычная фотовыставка В.А. Тинигина «Тропою предков». Только в этот день прошла презентация уникальной книги «Следами, тропами, путями Виктора Астафьева» , фотоиллюстратор Виктор Адамович Тинигин.

В музее ранее была представлена выставка этого замечательного фотохудожника — Здравствуй, маньсийская земля!

На презентации присутствовали друзья и гости города. Глава ГО Карпинск А.А. Клопов поздравил виновника торжества и пожелал дальнейших творческих успехов.

Артисты из Новоуральска поздравили В.А. Тинигина своим великолепным исполнением песен, и пожелали «Многие лета…».

Фотоальбом «Следами, тропами, путями Виктора Астафьева»  великолепен своими фотографиями, пейзажами, об этом всём и поведал Виктор Тинигин, своими рассказами и воспоминаниями, тронувшими всех до глубины души.

Следами, тропами, путями Виктора АстафьеваА вы заметили, что литература «переехала в город»? Из неё ушёл пейзаж. В ней не идут дожди, не падают туманы и росы, не звенят жаворонки, не играет на закате рыба. И мы беднеем душой и теряем зрение. Но старая-то матушка-литература, слава Богу, не оставила нас, и откроешь однажды нечаянно читанного-перечитанного любимого Виктора Петровича Астафьева и даже как будто на минуту зажмуришься и сердце сожмётся: как мы могли забыть чудо этих вёсен и лет, тихий огонь этих жарков и стародубов, свет этих его ненаглядных рек, заимок и троп? Очевидно, что-то похожее испытал однажды автор вышедшего недавно обидно малым тиражом ненаглядного фотоальбомаВиктор Тинигин, сам охотник и знаток леса, когда увидел, как высоко может быть слово, умеющее остановить на лету птицу, удержать падающий лист, услышать звон трав под ветром и шёпот воды в безмолвные вечера. Увидел и заворожённо пошёл за этим словом, чтобы своими глазами увидеть райский сад родной земли, сполоснуть зрение водами милых астафьевских рек, проверить – помнят ли своего певца эти поляны, заводи, ручьи, эти видавшие его птицы и рыбы. Виктор Петрович описал этот сад до травинки, назвал каждый цветок, рыбу, птицу их единственным именем. Так что, сохрани Бог, случится что с нашей землёй, потеряет человечество память в беготне за своими «цивилизационными проектами», рассеется по мёртвым городам, позабыв свою земную колыбель, на книжной полке убережётся до его опамятования каждый лист и каждая капля. И когда человечество вспомнит о себе, оно по великой астафьевской «археологии» воскресит этот сад до малой птахи и ветки. И альбом Тинигина будет человеку первым помощником, потому что он подлинно прошёл всеми «дорогами, тропами и следами» Виктора Петровича. Подчеркну и обрадуюсь – всеми, не пропустив хотя бы и обмолвкой, полсловом помянутые реку, перекат, куст земляники, марьин корень. Пришёл, приплыл, прилетел в разные не ближние концы Отечества и в разные времена года (в зависимости от того, когда эти места были писаны Виктором Петровичем) и постарался стать для нас глазами, слухом, любовью и печалью Виктора Петровича. И теперь хочется верить, что и сам писатель возвращается из небесных селений, чтобы опять умолкнуть, обнять, оглядеть жадными глазами места, где знал восторг полной любящей жизни, когда сердце само выговаривало за Толстым: «И всё это моё, и всё это во мне, и всё это я!» Теперь он уже и сам часть этой природы и, кажется, автор этого альбома слышит рядом его дыхание и действительно видит мир его глазами и сердцем. И сами эти Енисей, Амыл, Нижняя Тунгуска, Виви, Усьва, Бирюса и Мана, обрадованные вниманием художника, поворачиваются к Виктору Петровичу лучшей стороной, торопятся напомнить о себе, « процитировать» себя по его книгам. И, кажется, это именно для него, для «Петровича», взлетали в альбоме лебеди, всходило солнце, выходила на отмели рыба, рубиново сверкала брусника, пылали жарки. И я впервые благодарю компьютер, потому что писал эти строки, когда передо мной была только компьютерная вёрстка книги, и можно было увеличивать каждую фотографию и «ходить» с автором и Виктором Петровичем и вглядываться в каждый камень, каплю росы, в каждую осину на берегу и каждый подснежник. И тем полнее слышать каждое слово, так что, читая теперь астафьевские тексты на полях, понемногу и сам учишься видеть: а-а, вот как, значит, можно описать этот берег, эти небеса, эти «караульные быки» и манские гривы». Вот, значит, как слово соревнуется с Божьим миром. Да нет, не соревнуется, а благодарно вспоминает, как оно рождалось этим миром. И только тогда оказывается единственно точно, когда слышит самое сердце этого уголка мира и называет его так, что ничего «не хлябает» и природа благодарно обнимает художника, будто и сама впервые видит себя в зеркало и осознаёт свою красоту. А иногда текста на странице нет, а сам Виктор Петрович таинственно есть – прошёл мимо поляны, поворота реки, затаившейся капалухи, но не записал, а только восхищённо вздохнул и шепнул себе: «а-а, ладно, запомню». И Тинигин, оттого, что давно живёт с писателем в одно сердце, слышит этот молчаливый вздох и угадывает его. Сначала-то, может, выходил в дорогу будущей книги только поглядеть: точно ли таковы эти неведомые до поры реки, а потом уж и остановиться не мог. Да и Виктор Петрович не давал остановиться, звал перевидать милую землю в некогда дорогие ему лета и вёсны, не выбирая специально «нарядные» места, а самому догадаться, что для благодарного сердца земля прекрасна вся. Мы прожили в этом альбоме всю жизнь Виктора Петровича и Марьи Семёновны, заглянули с ним в Михайловское и Тарханы, в Ясную Поляну, в родные в разное время Чусовой и Пермь, Вологду и Красноярск, в Сиблу и Овсянку, обняли всех друзей. Вернулись с ним в незабвенное детство с первым пойманным «пищуженцем» (чей страшный «портрет» многие увидят впервые) и через все светлые дни и печали дотянулись до последних горьких вопросов: зачем жил? Но главным (надеюсь, не для одного меня) стал в этой счастливой книге гимн «подоблачному миру и живой жизни». Я уже старый человек (уж вот-вот и догоню Виктора Петровича летами) и знаю, что мне уже не побывать на тех реках, не увидеть той красоты, но, открывая лист за листом, я таинственно вспоминаю другие реки, другие леса и туманы и с каждой страницей узнаю свою жизнь, своё кровное, родное, небесное и земное и явственно слышу спокойный голос вечности, которая терпеливо ждёт нашего прозрения, чтобы утешить нас посреди бед и сомнений и спасти мудрой красотой матерински любящей нас Родины.

В.Тинигин. Следами, тропами и путями Виктора Астафьева. В 2-х т. – Екатеринбург, 2015.

Валентин КУРБАТОВ г. ПСКОВ

В конце встречи состоялся показ фильма «Встречи с В. Астафьевым» (интервью от 3 сентября 2000 года).

В 14.00 – акцию «Ночь искусств» продолжил концерт педагогов  Карпинской школы искусств. Прозвучала музыка П.И. Чайковского.

В 16.00. – хедлайнером или гвоздём  программы стал городской квест «Спасение осажденного города Урал-града».

В городской квестовой игре «Спасение осажденного города» приняли участие учащиеся 6 классов  МАОУ СОШ № 5 и МБОУ СОШ № 2.

Под звуки барабанов команды школ приготовились к батлу.   Участники представили друг другу свои команды.

МАОУ СОШ № 5 – команда «Русичи»

МБОУ СОШ  № 2 – команда «Красная Звезда»

Квест начался с Легенды о городе Урал-граде. Затем участникам нужно было отгадать тайну колдуна, которая спрятана в сундуке, на это им было дано время: 2 минуты и 3 попытки. Первыми догадались команда «Красная звезда» (МБОУ СОШ № 2). В сундуке была спрятана «живая» и «мертвая» вода, которую нужно было донести до финала игры.

Каждой команде были выданы холщовые мешочки с тремя золотыми монетками, которые тоже нужно было донести до финала.

Чтобы выбрать этап командам, нужно было капитаном двух команд пройти – канание. Команда «Русичи» вытянула конверт второго этапа, команда «Красная Звезда» соответственно конверт первого этапа. Началась увлекательная игра по этапам (блокам).

 Этап.  «Русская изба».

Участники отвечали на 7 вопросов. За это им давалась по монете за правильный вопрос. Самым трудным для двух команд оказался вопрос об утюге, старинном название этого предмета (Ferrum colidium).

Чтобы перейти на следующий этап, участникам нужно было не только отгадать предмет быта, но и показать и найти шифровку на второй этап.

Этап. Зал Воинской Славы (военный зал)

На этом этапе участники квеста справились замечательно. Им не составило никакого затруднения ответить на вопросы, кто водрузил  Знамя Победы? Рассказать о наградах Великой Отечественной войны, перечислить зимнюю одежду солдата ВОВ, и какую фразу произносили фашисты, сдаваясь в плен.

Этап. Куклы.

Это был самый трудный этап, где участники делали кукол – обереги. За каждую аккуратную куколку давалась 1 монетка.

Последний этап. Лес – финал.

Команда «Русичи» (МАОУ СОШ № 5) набрали 19 монеток, команда «Красная Звезда» 14 монеток.  Чтобы получить ключ от Урал-града, участникам нужно  выкупить его за 100 монет, поэтому им были предложены вопросы различных категорий сложности. В итоге команды набрали ровное количество монет, чтобы определить победителя, капитаны каждой команды вытянули по дополнительному вопросу, и первыми ответили участники команды «Русичи».  Но…ключ не так-то просто было взять, его оберегал хозяин тайги – Медведь, сын Бога Торума. Чтобы попросить ключ у хозяина тайги, для этого и была необходима «живая» и «мертвая» вода и золотые монеты. Здесь предлагалась участникам команд договорится между собой.  Договаривались долго…Но пришли к единому мнению, в объединение команд. Когда команды объединились, на красивом подносе участники команд поднесли медведю дар: воду и золотые монеты, взамен на ключ. И тогда……музей погрузился в полный мрак…… Загремели раскаты грома…   Когда вновь зажегся свет. участники увидели, что Медведь, сын Бога Торума отдал им ключ от города Урал-града. Но это ещё не всё…. Участникам квеста предлагалось найти самим спрятанное золото. Каждой команде выдали по ключу от навесных замков, по музею были развешаны ложные замки, но участники и с этой задачей справились, отыскали спрятанное золото в сундуках и ключ от города Урал-града был в сильных руках победителей команды «Русичи» МАОУ СОШ № 5.

Идея проведения квеста в МБУ «Карпинский краеведческий музей» — Каменская Олеся Сергеевна – воспитатель МБОУ СОШ № 2

Автор квеста  и ведущая– Куткина Юлия, студентка III курса медицинского колледжа.

Подготавливали учащихся к игре:

Куткина Юлия – зал ВОВ

Куткина Н.Г. – экспозиция «Русская изба», «А.С. Попов»

Каменская О.С. – мастер-класс «Изготовление куклы-обереги».

****