СВЯТОСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ РЕРИХ
младший сын Рерихов
1904 – 1993 г.г.
«Мы должны всеми силами строить более красивое будущее.
Это красивое будущее – завет того, что идет Новый Мир.
Красивый, прекрасный, который будет нести в себе самые лучшие наши надежды…»
Святослав Рерих
Святослав Николаевич – последний представитель семьи Рерихов.
Он ушёл из жизни – 30 января 1993 года, на 90-м году жизни. Незадолго до смерти он передал в дар русскому народу наследие своих родителей. Оно составило основу Советского фонда Рерихов, ныне это Международный Центр Рерихов. Находится он в Москве, в усадьбе Лопухиной, возле Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, напротив храма Христа Спасителя.
Его наставником, учителем жизни и живописи был отец. Святослав Николаевич является автором, по предварительным данным, около 4-х тысяч полотен. Его называют одним из лучших портретистов ХХ века.
В 20 – 30-е годы он создает большую галерею портретов.
Святослав Николаевич писал простых людей и известных государственных деятелей, служителей искусства и науки. В портрете он стремился, прежде всего, воссоздать внутренний мир человека, его настроение и мысли.
Следующий период творчества художника охватывает временной промежуток почти в 40 лет. Его творчество связано с Индией, глубокими социальными проблемами.
Одна из самых известных работ этого периода триптих «Распятое человечество». Рерих ещё раз напоминает нам, что у каждого человека есть возможность стать лучше, чище, добрее, но не все находят в себе мужество и силы вырваться из мрака невежества.
Святослав Николаевич обладал уникальной способностью: видеть тонкоматериальные явления невооруженным глазом. Они запечатлены на картинах С.Н. Рериха. Эти работы ещё ждут детального изучения не только искусствоведов, но и физиков. А вот дети реагируют на них очень живо и в книге отзывов они объясняют нам взрослым, что здесь изображено. Как говорят: «Устами младенца глаголет истина». Они более утонченно и чутко воспринимают окружающий мир.
По словам Л.В. Шапошниковой, – «Третий период практически незнаком даже любителям его живописи. Картины того времени отразили особое проникновение художника в мир других состояний матери и иных неземных измерений. Этого мог достигнуть только человек высокого духовного развития».